От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 35.

Путевые заметки.

Земли, принадлежащие кударинским бурятам, измеренной 27,917 десятин и приблизительно измеренной 11,483 десятины: под селением и улусами 207 дес., под скотским выпуском 6,400 дес., под пашнями 2,435 дес., под покосами 3,311 д., под лесами и пустопорожней 15,564 дес., под болотами 2,742 дес., под водами, реками и озерами 7,375 дес., каменистой и дресвяной 1,366 дес., всего 39,400 десят. На общее число жителей кударинских бурят 4,803 д. об. пола, приходится на 1 душу скотского выпуска несколько более 1 д., пахатной земли почти 2 д., покосной около 0,75 д., лесистой и пустопорожней с небольшим 2 д., всего же, за исключением усадебной и неудобной, около 5,75 десят. на душу.

В 1868 г. было посеяно ярового хлеба 3,356 четв. Снято же 12,586 четв. 4 четвер. и 4 гар. Урожай сам 3,75. На каждую душу приходится с небольшим по 2,5 четв. Картофелю посеяно 68 четв., снято 272 четв. Вообще же картофеля и хлеба приходится около 2,75 четв. на каждую душу об. пола.

Земли засеяно было: в 1 чернорудском роде 727 дес., во 2-м 268,5 дес, в абазаевском 365,75 дес. и в сборном 317 дес., всего 1,678 десят. По количеству мужского населения, менее всего хлебопашество развито во 2 чернорудском роде и более всего в 1 чернорудском роде и затем в сборном роде.

У кударинских бурят, в 1868 году, считалось: лошадей 2,982 гол., рогатого скота 4,120 гол., овец 2,938 гол., коз (яманов) 175 гол. и свиней 32 гол. Последние содержатся оседлыми инородцами Хараузского селения. Сравнив общее число жителей с количеством скота и отбросив дроби оказывается, что на 2 души об. пола приходится 1 лошадь, на 1 душу менее чем 1 корова и на 2 души по 1 овце. Все это доказывает не блестящее экономическое положение кударинских бурят, если мы примем во внимание, что некоторые из бурят имеют по сотне и более голов скота, то из остальных бурят окажется огромное число пролетариев.

Рыбные промыслы кударинских бурят, по отчетам за 1868 год, представляют следующий результат: упромышлено осетров 42 пуда 20 фун. На 512 руб. 50 коп., тайменей 6 п. 30 ф. на 20 р. 25 к., ленков 1 п. 10 ф. на 3 р. 12,5 к., щук 231 п. на 231 р., налимов 75 п. 5 ф. на 112 р. 68,75 к., хариусов 337 п. 20 ф. на 1,012 р. 50 к., сигов 1 п. 20 ф. на 6 р., язей 153 п. на 153 р., окуней 74 п. на 112 р. 50 к. карасей 10 п. на 12 р. 50 к., сорожины 230 п. на 115 р., омулей 135 бочек (по 35 руб. бочка) на 4,725 р., итого 135 боч. 1,163 п. 25 ф. на 6,716 р. 6,75 к., что составит дохода, на каждую душу об. пола, около 1 руб. 39,5 к.

Странно, в статистических сведениях волостных правлений и степных дум, я нигде не встречал линей, между тем как рыба эта иногда встречается в продаже (Не далеко от Верхнеудинска лини ловятся в чебаевских озерах. Весьма сомнительно, чтобы они не встречались в других местностях Забайкалья. Но почему об них ни слова не говорится в отчетах? Это ни какой-нибудь гольян или пескарь, о котором не стоит толковать).

Кударинцы промышляют нерпу и в значительном количестве, что можно судить по шкурам, продаваемым на верхнеудинской ярмарке. Мясо нерпы они употребляют в пищу. Жир идет в продажу. Между тем добыча нерпы по отчетам думы не значится.

В кударинском ведомстве 1 селение и 26 улусов. В них деревянных домов: общественных 3 и частных 21, итого 24; зимовьев 384; деревянных юрт 1,238; экономических хлебных магазинов 4; тюрем 1; кузниц 29; ледников 1; молитвенных домов 1 и часовен 1; итого 1,659 зданий. Всех же зданий с домами 1,683.

Кударинцы войлочных юрт не имеют, а живут в деревянных, сложенных из тоненьких бревешек.

Кударинцы однородцы баргузинским бурятам (За Байкалом три Кудары. 1)Прибайкальская кударинская степь, на которой два селения Кударинских: русское и бурятское (хараузское). 2) Большая Кудара, казачья станица не далеко от Кяхты, и 3) селение в урлукской волости, в 90 верстах от Кяхты. Сравни Кудара и Куда (иркут. окр.). Слова эти однозначущи, не говоря уже о тождестве кудинских и кударинских бурят. Словом «Кудий» тюркские племена, до принятия ислама, называли высшее существо, правителя мира, а с принятием ислама они заменили его арабским Алла или Аллах. Бурята, наводят на меня сомнение. Не остатки ли они кочевавших здесь киргизов, впоследствии смешавшиеся с тунгусами и, после покорения их чингисханом, несколько омонголившиеся. Между киргизами есть поколение бурутов. Бурят и Бурут слова почти одинаковые). Как те, так эти вышли с противоположной стороны стороны Байкала. К ним следует причислить ольхонцев. Это настоящие бурята. Они почти во всем сходны между собой, как в языке, очерке лица, так и одежде и в устройстве своих жилищ. Баргузинцы только несколько развитее кударинцев, потому что вместе с ламством приняли монгольскую письменность. Остальных забайкальских бурят, как то: селенгинских, хоринских, агинских (Агинские бурята, за дальностью кочевьев их от хоринской думы, отделились от хоринцев и составили отдельное ведомство) т.е. короткие шубы, отороченные понизу подола сукном или бумажной материей, между тем как остальные забайкальские монголо-бурята носят длинные дыгылы. Одежда первых первоначально была приспособлена к лесистой и гористой местности, где в больших сугробах снега длинная шуба служила бы помехой. Длинная же шуба монго-бурята приспособлена к степной местности, где бывает мало снега, но зато по временам дует сильный холодный ветер, следовательно длинная шуба защищает колени от мороза. На спине бурятской шубы, хотя бы она даже не покрытая (нагольная), от воротника к низу пришивается, вырезанный фестонами, лоскут синего или красного сукна, чего нет на шубе у монго-бурята. Понятно, что бурят в широкой шубе не мог бы проворно пробираться по глубоким снегам и лесам. Зимняя обувь бурята унты с не толстыми подошвами, тогда как у монго-бурята подошва делается в палец толщины. Такая обувь неудобна в снежных местах, но зато хороша для степей.

В ней нога предохранена от мороза и нечаянного укола о камни, валяющиеся по степи. Покрой малахая (шапки) бурят принаровлен к тому, что кухта, кучи снега, висящие на деревьях, падая на голову, не оставалась бы на шапке, а скользила на землю, тогда как малахай монголо-бурята, сшитый с завороченными к верху краями, создан более для верховой езды и неудобен для лесов. Вообще, фасон одежды у монголо-бурята более красив, чем у бурята.

В разговорной речи бурят отличается от монголо-бурята, можно сказать, точно также как отличается малоросс от великоросса. А книжного монгольского языка неграмотный бурят почти не понимает.

Кударинцы подобно своим родичам кударинцам, плутоваты и вороваты.

Будучи шаманского исповедания, они не разборчивы в пище. Павшую скотину они употребляют с таким же аппетитом, как и убитую. Жирное черное мясо нерпы, пропахшее ворванью, едят с наслаждением.

По характеру они, как все азиаты, вспыльчивы и мстительны. В домашней жизни как все кочевники, не чистоплотны. Одежда и волосы на голове наполнены паразитами. Их посуда для пищи покрыта слоями грязи разных сортов.

Остров Ольхон считается священным местом, где обитают заяши и очир-мани.

Из кударинской думы я отправился обратно в Верхнеудинск, не заезжая в Кабанск, прямо на таракановскую станцию, по проселочной дороге через кударинскую степь на Тресково селение, лежащее на прав. берегу Селенги. Дорога эта будет на 13 или 14 верст ближе чем через Кабанск и вообще довольно ровная, если не считать небольшие нырки или логотины. По дороге встречаются деревеньки, из них Шергина, несколько в стороне от тракта, с церковью. К концу дороги с левой стороны, подходит песчано-глинистый яр, отделяющий степь от лесной полосы, где вдали растут даже кедры. Но странно, ни волостные правления, ни степные думы не упоминают о промысле орехов. Замечу, что кедровые деревья истребляются варварски и придет то время, когда кедр за Байкалом будет считаться редкостью. Чтобы приобрести десятка два или три кедровых шишек, промышленники большей частью срубают вековое дерево, обирают шишки, а ствол оставляют гнить, вероятно надеясь, что из праха его вырастет кедровая дуброва.

Проселочная дорога поднимается на упомянутый яр и идет бором до деревни Тресковой. Яр этот мне кажется гранью древнего Байкала, где кударинская степь была его ложем.

Трескова деревня обыкновенно называется «бабьим перевозом», потому что здесь с искони перевозом занимаются женщины и особенно взрослые девушки, тогда как мужья и братья их находятся или на рыбных промыслах или на сельских работах. Перевозчицы бойко исправляют свою работу. Видно, что дело это им знакомое. Еще бойчее и плутовски смотрят в глаза проезжающего, а по переезде на другой берег, без застенчивости просят «на орешки». В действительности же, деньги эти уносятся в здание с открытыми дверями, на пороге которых величественно восседает, пропахнувших чесноком и щучиной, разжиревший Мовшка в засаленной ермолке и таком же лансардаке, с презрением взирающий на русский люд; он, куря вонючий тютюн, мысленно высчитывает с математической точностью барыши, от пропоя крестьян, в следующий праздничный день.

От Тресковой до Таракановской около четырех или пяти верст. От Таракановской же, довольно ветхой станции, до Верхнеудинска я проехал описанным уже мною трактом.

Я ездил не с специальной целью описать Баргузин или Кудару, а потому записки мои не более как легкие заметки, быстро проехавшего вояжера, не претендующего на какую-нибудь известную цель…

Опубликовано 30 сентября 1877 года.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 1.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 2.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 3.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 4.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 5.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 6.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 7.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 8.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 9.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 10.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 11.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 12.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 13.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 14.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 15.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 16.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 17.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 18.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 19.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 20.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 21.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 22.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 23.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 24.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 25.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 26.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 27.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 28.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 29.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 30.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 31.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 32.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 33.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 34.

1187

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.