От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кудринской степной думы. Часть 3.

Путевые заметки.

К началу следующего периода относятся чутские копи (напр. в долине р. Загана и на пути от тарбагатайской станции в сторону тракта), когда человек, более развитый, явившись сюда начал добывать металлы. Копи эти вероятно принадлежали баргутам (Баргуты (монгольское племя), жили в баргузинском округе, а потом откочевали в монголию. В баргузинском округе все древние металлические вещи, как-то: заступы, стрелы и проч. (находимые случайно) и древние ирригационные каналы называются баргутскими) или киргизам. Главные памятники относящиеся к этому периоду намогильные курганы, в которых находят вещи как золотые, так медные и железные. Ясно, что новый народ, явившийся сюда, знал обработку этих металлов. Следовательно, переходного времени, между каменным и курганным периодами, для здешней местности не существовало.

Курганы должно разделить на два рода: одни без всяких могильных плит, иногда они обведены канавками и даже обсажены деревьями, другие с плитами, на которых существует высеченное изображение (часто на обеих сторонах плиты) фантастического существа. Изображения этого существа на всех плитах виденных мною почти тождественны между собой. Внимательно рассматривая это изображение и сравнивая его с плохими китайскими картинами, я пришел к заключению, что изображение это представляет дракона с когтями. Впрочем, мне встретилась подобная плита не на кургане, а просто лежащая на двух камнях, положенных на ровной степи. Кому же принадлежат эти памятники старины? Из китайских сказаний известно, что войска их не раз разбивали хунов, считаемых предками нынешних монголов (Действительно ли гунны или хунны предки нынешних монголов? На Ононе кочует тунгусский род гуни или гунигарский. Тунгусы эти совершенно омонголились, т.е. забыли свой язык и говорят по монгольски. Они приняли обычаи, и одежду кочевых монголов. Даже величают себя мунгалами. Сравнивая название этих тунгусов с именем гуннов, гуннигаров, гунниюров, потрясавших Азию и Европу, разве нельзя допустить, что ничтожное Ононское плямя гинигаров, обломок страшных гуннов? Если принять во внимание что тунгусские племена, как клочья разбросаны по Восточной Сибири и китайским владениям, в огромном пространстве от восточного Океана до р. Енисея, которые по всей вероятности когда-то составляли одно племя и под каким-нибудь общим именем, имели блистательное прошлое. Тут нет ничего не возможного. «Есть много других Горацио, чего не снилось нашим мудрецам». Китайцы тунгусов, живших во время танской династии на правом берегу Селенги (Сано), называли ши-ней. В настоящее время на Селенге нет ни одного тунгуса. Марко-Поло тунгусов, живших около Байкала, называет мекритами, которые и имели оленей. Сам Чингисхан, по словам монгольского историка Синин-Сецена, родился на острове р. Онона на эко-арал (Большой остров) т.е. в местности нынешних поселян гунигарского рода. Остров эко-арал существует до сих пор превратившись в русской речи в икарил или экарал. Тут русские селения того же имени) и во время этих походов видали Байкал. Из сказочного похождения Су-ву, посланного к хуннам для размена пленных, оказывается, что Байкал существовал за 100 лет до Р.Х. и что около его были владения хуннов. Следовательно, курганы эти могут принадлежать без плит хуннам, а с плитами убитым китайским витязям. К этому же периоду следует отнести: 1) ирригационные канавы, которыми иногда пользуются наши земледельцы; 2) остатки крепостных валов, городов (кондуйские курганы) и других построек (например, по дороге от д. Пестеревой к д. Куналею в тарбагатайской волости); 3) Писанные камни которые должно отнести к тому времени, когда шигемунианская вера в первый раз проникла к местным инородцам и после ожесточенной борьбы с представителями буйской и шаманской (черной) веры исчезла в потоках крови. Надписи эти, высечены преимущественно на утесах (напр. баян-хусунском) и даже на стенах пещер (мангутская пещера) означают, по словам знатоков, молитвы изображенные тангутскими и старинными монгольскими буквами и 4) находимые при распахивании пашень железные и медные наконечники (буевки) стрел, ножи и другие металлические предметы.

Считаю нужным прибавить, что на кульских или попереченских кислых водах на горе, вдали от жилых мест, я нашел сложенные из камней не большие углубления, хорошо защищенные от дождя и снега, в которых хранились стрелы без наконечников, луки и луки-самострелы. На луках и самострелах не было тетивы, которая от времени сгнила. Все эти вещи были не очень больших размеров и сходны с теми луками и самострелами, какие дети употребляют для игры. Все найденные мною вещи, на вид были довольно стары и оставлены мною на своих местах.

К какому времени приурочить круги, сложенные из камней? Можно только думать, что они принадлежали к религиозному культу древнего шаманства.

Нужно было бы исследовать у всех ли тунгусов шаманство проявляется в одинаковых формах (не касаясь частностей, которые естественно могут отличаться), потому, что шаманство, смею думать, есть обломок некогда общей народам Азии религии, современной Зороастру (понятие о двух началах) и даже древнее его. Даже можно принять, что Зороастр был только реформатором шаманства, и в тоже время, позаимствовавший кое-что от Шигамуния. Так Ормузд Зороастра несет ли Хормузда Шигамуния. По свидетельству книги улигерун-далай, шаманы во время шигамуния имели писанные сочинения, относящиеся до их веры, следовательно, шаманство имело определенные правила, относящиеся до их религиозного культа. Но шаманство впоследствии искажено прибавками безграмотных шаманов, утративших религиозные письменные памятники и саму грамотность, во время кровавой борьбы с последователями Шигамуния и политических переворотов волновавших Азию.

В половодье, дорога от туланжинского утеса направляется подле горы и потом объездом через довольно крутой, хотя и не очень высокий хлебный хребет.

По дороге встречаются деревушки, из них самая большая Уточкина, в 16-ти верстах от Верхнеудинска. Навоз, грязные лужи, испачканные ребята, бродячий скот и собаки, как бы обязанности встречающие и провожающие лаем всякого проезжающего, все это присуще каждой нашей деревне. Уточкина последнее селение иволгинского отдельного общества. Дальше начинается ильинская волость.

Не доезжая двух верст до прежней половинной станции, на правой стороне, близ дороги, находится курган, называемый царским. Около есть еще два кургана. Царский курган был раскапываем г. Давыдовым и в нем ровно ничего не найдено. Одно из двух: или курган был разрывам ранее, или же г. Давыдов не раскопал его как следовало, но пустых курганов, сколько мне известно, за Байкалом не встречается. Правда, курганы наши бедны содержанием, но все-таки не пустые. Если не найдется вещей, то найдутся кости, что ясно указывает на то, что курган был уже кем-нибудь обревизован, напр. искателями кладов. Надобно думать, что люди, которым принадлежали чудские могилы, своих покойников сжигали, потому что, в могилах попадают не цельные костяки людей, а только некоторые части, также древесный уголь, зола и части лошадиных костей. Около саянтуйского поселения, подле утеса, есть кладбище чуди и в полуверсте от него, подле селения, две большие такие же могилы, называемые княжескими. Интересно было бы раскопать их. В курганах же, как надо думать, покойных зарывали в сидячем положении и притом около тел делали пустоту, посредством досок и плит. В последствии, верхний слой земли кургана, по сгниении досок и тела, оседал и кости покойного падали и принимали не естественное положение. Так ножные кости оказываются иногда выше головы.

Прежняя половинная станция была построена на пустыре, у подошвы половинного хребта. Станционное здание было плохое и холодное. К тому же, в этой местности постоянно дует холодный ветер, через лощину, открытую к Байкалу.

Бывало как только войдешь на половинную станцию, так какая-то убийственная тоска и охватывает всего. Длинная растрескавшаяся печь, расшатанная мебель, издавающая при прикосновении к ней какие-то жалобные стоны, испачканные мухами почтовые правила и таблицы, покосившийся скрипучий пол, все это наводило страшную зевоту и неприятно действовало на расположение духа. Только и думаешь, как бы поскорее убраться из этого благословенного местечка. А тут как назло вечно-пьяный писарь объявлял: «лошадей нет – все в разгоне». И мгновенно куда-то скрывался, точно сквозь землю проваливался, так что с семьюдесятью собаками его бывало не отыщешь. И ждешь часа два-три пока снова появится писарь с объявлением, что лошади готовы. Возвращая подорожную, он припрашивал на «табак», а с купцов запросто просил «за прописку подорожной», как будто бы без его прописки мир мог перевернуться. В прежние годы, на половинной станции была таможенная застава, а недалеко от станции жгли известь.

Опубликовано 28 января 1877 года.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 1.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 2.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 4.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 5.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 6.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 7.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 8.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 9.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 10.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 11.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 12.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 13.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 14.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 15.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 16.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 17.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 18.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 19.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 20.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 21.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 22.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 23.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 24.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 25.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 26.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 27.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 28.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 29.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 30.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 31.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 32.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 33.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 34.

От Верхнеудинска до Баргузина, а оттуда до Кударинской степной думы. Часть 35.

890

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.