Миссионерское путешествие преосвященнейшего Макария по балаганскому округу в 1883 года. Часть 1.

Миссионерское путешествие его преосвященства, преосвященнейшего Макария епископа киренского, 2-го викария иркутской епархии и начальника иркутского отдела духовной миссии, по балаганскому округу в октябре месяце 1883 года. Часть 1.

На третий день после своей хиротонии во епископа, 13 октября в 4 часа пополудни, его преосвященство, преосвященнейший Макарий, отправился в балаганский округ для обозрения миссионерских станов и проповеди слова Божьего бурятам, напутствованный благожеланиями братии вверенной ему обители. В продолжении своего свыше двухлетнего служения в должности начальника отдела иркутской духовной миссии в сане архимандрита, его преосвященство был в балаганском округе, сколько мне помнится три раза с его высокопреосвященством архиепископом Вениамином и три раза один. Свиту преосвященного епископа в настоящем случае до селения Уриковского составляли: о. протодиакон Словцовский, испр.долж. иподиакона и келейник его преосвященства переводчик из бурят.

В Урик прибыли вечером довольно поздно и остановились на ночлег в доме местного священника Петра Благосклонова, куда явился для сопутствования его преосвященству, по должности благочинного, кудинский о. протоирей Иоанн Родионов. Церковной встречи в Урике, по случаю позднего времени, не было; вечер проведен был в беседе с о. благочинным и хозяином дома по бытовым церковным вопросам.

Утром 14 числа владыка отправился, в сопровождении о. протоирея Родионова, и своих спутников далее по ангарскому тракту и около полудня прибыл в Александровский завод, прямо к приходскому Николаевскому храму, где был встречен настоятелем храма о. Павлом Громовым. По совершении обычной литии и преподания благословения каждому из явившихся во храм жителей селения, владыка посетил жилище настоятеля, а затем и центральную тюрьму. Здесь владыка имел удовольствие слушать прекрасное пение арестантского хора.

Отец протоирей Родионов остался в Александровском заводе, где оканчивается район его благочиния. При дальнейшем следовании, в селении Олонском преосвященный был встречен благочинным о. Петром Громовым, и затем в храме местным священником Н. Карнауховым. Сюда же прибыл для встречи и сопровождения его преосвященства по балаганскому округу местный земский заседатель г. Коротков. По выходе из церкви владыка удостоил своим посещением дом тамошнего церковного старосты г. Кудрявцева, давнишнего радетеля благолепия церковного.

Теперь надо было поспешать, ибо переезд до Боханского миссионерского стана, где предполагалось крещение инородцев, предстоял очень значительный.

Приятно и отрадно было владыке, во время переезда в Бохан, видеть по дороге поспешающих туда инородцев, желавших принять св. крещение от руки архиерея. Не смотря на холодное время, между ними встречались не только мужчины, но и женщины с малолетними детьми, даже младенцами. Не лишним считаю заметить, что Боханский стан есть старейший из станов ядинского ведомства по времени своего основания, в тоже время и самый благодатный относительно успешности в деле распространения христианства и даже, скажу более, в деле привития и восприятия русской культуры. Самый поверхностный, беглый взгляд на правильное устройство улиц в Бохане, на красивые, похожие на городские, нежели на улусные постройки, на его благолепный, устроенный на возвышенном месте, храм, на европейское, нередко щегольское, платье, носимое большинством его обитателей, — все это тотчас убеждает всякого постороннего наблюдателя, что христианство, русская жизнь и культура пустили здесь, благодаря инициативе известного и давнишнего ревнителя православной миссии И.И. Пирожкова, крепкие и здоровые корни.

Приехав в Бохан, владыка, после краткого отдохновения в доме г. Пирожкова, отправился в церковь, где уже все было готово к начатию крещения, которое и совершено было при участии о. благочинного Громова и местного миссионера, священника Иоанна Ляхина. Все взрослые, тотчас при окончании крещения, самим архипастырем удостоены были приобщения св. тайн запасными св. дарами. Ночлег владыка имел в доме г. Пирожкова.

Утром 15 октября, владыка посетил дом о. миссионера; здесь доложено было владыке, что проживающая в Бохане с сыном псаломщиком, почтенная, чуть не 80-летняя старица, вдова священника М.П. Флоренсова душевно скорбит, что, по случаю болезни, не может лично представиться владыке. Упоминаю об этом, видимо не важном, обстоятельстве по той причине, что эта почтенная старица, пользуясь полным и неограниченным доверием инородцев, не мало помогает делу миссии своим нравственным влиянием на последних, в особенности на инородок, не редко убеждая самых закоренелых, самых фанатичных, из них в принятию св. крещения (Вскоре после отъезда владыки, будучи еще больной, она убедила окреститься шесть престарелых женщин-шаманисток, на которых, не смотря на всю опытность и полное знание дела, о. миссионер не мог подействовать словом убеждения).

Принявши обеденную трапезу от достопочтенного хозяина, владыка отправился далее в недавно основанный бильчирский стан.

В Осинское село, лежащее между Боханом и Бильчирским, владыка, по причине гористой дороги, ехал довольно продолжительное время. Тем не менее, вопреки намерению проехать мимо, чтобы ускорить прибытие в Бильчирский стан, владыка большим стечением прихожан вынужден был остановиться и принять церковную встречу. Не мало ушло времени на благословение народа, приближался уже закат солнца; но преосвященный не решился обойти жилище местного священника Евгения Литвинцева, особенно в виду надобности, по новости его служения при осинском храме, побеседовать с ним по некоторым церковным делам.

Любовь хозяина задержала преосвященного гостя, а потому в Бильчирский стан владыка прибыл позднее чем предполагалось. Владыка остановился во вновь выстроенном миссионерском доме и был приветствован почетными инородцами, во главе с местным миссионером, помощником начальника миссии, священником Алексеем Сухановым. Из числа почетных инородцев особенно выдавался церковный староста Е.А. Данчиков, ездивший депутатом от инородцев балаганского округа на коронацию их Императорских Величеств. Преосвященный Макарий, еще в сане архимандрита, познакомился со всеми этими лицами, у некоторых из них не раз бывал в гостях. Потому теперь, благословляя их называл их по именам, осведомлялся о состоянии здоровья, положений семейств, об их житье-бытье. Также ласковое, истинно-отеческое отношение владыки к инородцам приятно удивило их, так как им представлялось, что владыка, с возвышением в сан епископа, изменит простоту своего обращения. И после сколько об этом было разговоров, сколько самых мелочных воспоминаний: и как владыка сидел, как благословлял трапезу, в чем был одет и проч.

После краткого отдыха с дороги, владыка предложил миссионеру и его сотруднику-священнику приготовить все нужное для крещения, что и было немедленно исполнено. За совершением таинства над инородцами, сопровождавшимся причащением взрослых из них запасными св. дарами, владыка, по случаю воскресного дня, выслушал всенощное бдение. Ночлег имел преосвященный в доме миссионера. На завтра по выслушании литургии, совершенной миссионером, владыка совершил крещение над запоздавшими инородцами, затем, удостоив посещения жильца письмоводителя думы Е. Ив. Бутина, владыка оставил Бильчир.

Теперь путь лежал в Молькинский стан, основанный при покойном преосвященном Парфение, в начале семидесятых годов, на средства известного благодетеля миссии, покойного же И. И. Базанова. При следовании сюда предполагалась остановка в селении Малышевском, лежащем на берегу Ангары, на пути к этому стану, но владыка решил зайти в здешний храм на обратном пути из Мольки; теперь же, чтобы согреться, заехал в общественную квартиру к старцам, простым крестьянам, Соколовым (Дул сильный ветер, особенно по Ангаре). Мы были свидетелями той радости, которую испытывали старцы, неожиданно удостоившиеся чести посещения высокого гостя. Да, думалось, простой народ высоко чтит сан святительский.

Около сумерек прибыли в Молькинский стан. Все было готово ко крещению и преосвященный не замедлил совершением таинства, при соучастии свящ. Алекс. Суханова и местного, молодого и многообещающего миссионера, священника Ал. Попова. Вечер в миссионерском доме прошел в беседе преосвященного с.о.о. миссионерами о способах миссионерского действования, о различных случаях из миссионерской практики, о радостях и скорбях, которые неизбежно испытывают миссионеры в случаях успеха и без успешности. На утро владыка осмотрел миссионерский стан, причем произвести начатые переделки. С удовольствием вспоминаю происшедший здесь случай обращения ко Христу, одного влиятельного, но упорствовавшего инородца, несомненно доказывающий, как иногда велико бывает обаяние епископского сана на впечатлительные сердца инородцев. Дело происходило так, при настоящем свидании о. миссионер сообщил мне, что один из управляющих родов старост, имеющий первоначальные достаточные понятия о христианстве, хорошо знающий русский язык, как прежде, не смотря на неоднократные приглашения со стороны миссионера и убеждения, так и теперь, под самыми пустыми предлогами, упорно отказывается от принятия крещения. Удивился я такому сообщению, ибо, зная его развитость и знание христианской веры, и отнюдь не подозревал, что он доселе язычник. Но надо было действовать, и вот мы оба предложили ему принять св. крещение. Снова последовал отказ. Тогда мы сочли нужным доложить об этом владыке. Преосвященный поручил мне пригласить его к себе. И что же? Лишь владыка сказал ему несколько слов о необходимости и спасительности принятия св. крещения, доселе упорствовавший тотчас же согласился, отправиться немедленно в церковь и там, по поручению преосвященного был окрещен о. миссионером. Мало того, возвратившись из храма, он явился к владыке и дал обещание расположить свою жену к крещению, а также детей окрестить.

Опубликовано 24 декабря 1881 года.

Миссионерское путешествие преосвященнейшего Макария по балаганскому округу в 1883 года. Часть 2.

576

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.