Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 9.

-1814-

Первый архиерей Иркутский из природных Сибиряков – Михаил (Матвей Герасимов) Бурдуков, уроженец Тобольский. По окончании курса учения, он был священником; овдовевши, был, в сане архимандрита, ректором Тобольской семинарии; затем настоятелем в Твери Колязинского монастыря, а 1814 года августа 9 дня произведен в епископа Иркутского на место епископа Вениамина, скончавшегося 8 Июля того года. В Иркутск прибыл и совершал первое служение литургии в кафедральном соборе, в главный храмовый праздник Богоявления, 6 Января 1815 года.

Первый распоряжения епископа Михаила состояли в том, что он прежде всего запретил в докладах и просьбах писать: Великому Господину, как это было прежде, а писать: Его Преосвященству. К ранним Литургиям в Воскресные и Праздничные дни ударялось несколько раз в повседневный колокол: он приказал ударение это производить в колокол праздничный. Неупустительно озаботился ввести в Иркутской семинарии преподавание языков Греческого и Немецкого.

-1815-

Первым учителем греческого языка был, взысканный епископом Михаилом, местный (Первый в Иркутске) пастор Иоанн – Готфрид – Вильгельм Беккер.

-1816-

Первым учителем Немецкого языка был, вызванный из Нерчинска, протоирей Петр Лавровский, в то же время определенный Префектом Семинарии, на место скончавшегося архимандрита Иннокентия Суханова, поступивший на служение к Благовещенской церкви.

Первая домовая церковь в настоящем Иркутском архиерейском доме, устроенная преосвященным Софронием в первом деревянном архиерейском доме церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, по кончине его, была перенесена в каменный, построенный епископом Михаилом I, приемником Софрония, семинарский корпус и ней присоединен престол во имя Великомученника Георгия (побуждение к этому не известно); оба алтаря расположены были в ряд. Покровский по правую, а Георгиевский по левую сторону, с западной части здания. Преосвященный Михаил II, приняв во внимание тесноту семинарского корпуса, хотя и довольно им же распространенного, Покровскую церковь перенес в нынешний архиерейский дом и поместил ее (маленькую) в комнатах, служащих ныне передней с заднего крыльца и канцелярией архиерейского секретаря; в ней выслуживал раннюю литургию, а к вечерням и утренням ходил ежедневно, как и предшественники его, в Собор, куда в Воскресные и Праздничные дни ходили к Богослужениям и семинаристы. Иконостас же Георгиевской церкви передан во вновь строящуюся церковь в подгородном Устькудинском селении. Преосвященный Нил переместил домовую Покровскую церковь на чердак дома. А преосвященный Парфений, надстроил над архиерейским домом другой этаж, в нем устроил обширную церковь в том виде, к каком она теперь.

Первые семинарские рекреации с особенной обстановкой. Обычай делать в духовных учебных заведениях в Мае месяце рекреации (дни отдыха) и преимущественно 1-го Мая существовал издавна, в самом Иркутске со времен епископа Иннокентия Неруновича. Но преосвященный Михаил II-й придал им особенную торжественность. Рекреации давались не в семинарии, а за Жилкинским селением, что за Вознесенским монастырем, в так именовавшейся Архиерейской роще, где был просторный для пребывания Иркуткого архиерея низменный деревянный дом, построенный еще в 1740 году епископом Иннокентием Неруновичем. Рекреации были трехдневные. К этому гулянию приглашались Губернатор Николай Иванович Трескин, чиноначалие военное и гражданское, почетное духовенство и купечество. Семинаристы все отправлялись туда на трехдневную кочевку, проводя ночи под открытым небом на мураве (дни Майские тогда были жаркие и ночи теплые). Ранее всех, еще до восхода солнца пробуждался Владыка Михаил, и, обходя спящую мелюзгу, любовался их мирным, покойным сном. На восходе солнца поднимались семинаристы и оплеснувши себя Ангарской водой, всем сонмом, обратясь лицами к востоку, возглашали: Отче наш, ижесси на небесех… Далеко вниз по реке несся молебный глас детей к Отцу Небесному. За молитвой следовал завтрак, состоявший из вкусного сбитня с булками. Потом начиналось веселье, которое соединялось с назиданием, остроумно приспособляемым к самым обыкновенным предметам. Например: семинаристы разделялись на две половины, как бы на два клироса, и общим хором в виду Ангары пели: В Черемнем мори неискусобрачныя Невесты образ написася иногда. После этих слов левая сторона умолкала и продолжала одна правая:

Тамо Моисей разделитель воды.

Левая: Здесь же Гавриил служитель чудес.

Правая: Тогда глубину тестова немокренно Израиль.

Левая: Пынь же Христа ради безсеменно Дева.

Правая: Море, по прошествии Израилеве пребыст непроходно.

Левая: Непорочная, по рождестве Эмануилев пребыст нетленна.

Затем общим хором возглашалось: Сый и прежде сый, явлейся яко человек, Боже помилуй нас.

Или: Семинаристы на четыре отдела становились по роще в порядочном друг от друга расстоянии.

Первый отдел запевает: Adhaschoreasnotasvocemflecterebenediscilequaeri (К нотному пению приучайтесь, дети, хорошенько приспособлять свойголос!).

И тогда как первый отдел оканчивал слова ad has choreas, второй подхватывал ad has choreas, не останавливая первого. Третий отдел начинал те же слова, после пропетия ad has choreas вторым, не останавливая его, и наконец то же делал и четвертый отдел, все не зависимо один от другого продолжая стих. Смешение звуков и слов при живом быстром мотиве забавляло и певцов и слушателей; забава продолжалась по требованию долее или короче. Но особенно торжественно было Эхо, о котором сажем особо. Напевшись семинаристы принимались за игры мячом, кеглями и кто во что горазд. В 12 часу обед; семинаристы садились vis-a-vis пред разостланными скатертями. Раз, преосвященный и Губернатор приняли на себя подавать кушанье, один с одной, другой с другой стороны. Забыть этого нельзя. После нашего обеда, власти и гости трапезовали по своему чину в архиерейском доме, а мы в это время приготовлялись к какому-нибудь сценическому представлению, напр., комедии – Части речи, в которой каждая часть речи преуморительно доказывает свое преимущество перед другой и ничтожный предлог поражает всех своим авторитетом, что им, де, начинается слово Божие: В начале. После представления, преосвященный губернатор, ректор, префект и все гости разделяли с нами игры с мячом и кеглями. И мы после уразумевали, что такое близость к нам владыки и такая нам свобода была без особенной цели. Преосвященный в это время высматривал и вызнавал свойства каждого мальчика и особенно характер более возрастных учеников, и впоследствии, при оценке способностей и поведения редко ошибался в своих заключениях.

Первый из иркутских архиереев заявивший себя поэтом епископ Михаил II. Вот его стихотворение на рекреационное празднование:

Братцы! Пойте и играйте

В милый сей свободы час.

Лес и горы повторяйте

Наш веселый пески глас! — Аз

Се! Прещедра мать природа,

Нас к прохладе всех зовет.

Неужели непогода

Наше пение прервет? — Нет

Пойте ж, пойте посмелее:

Вот в кругу все музы тут!

Что игривых мух милее? —

Слушайте, — и там поют – Ут.

Земледел в цветливой доле

С песнями влечет свой плуг.

Нет его еще здесь в поле:

Чья же песнь приходит в слух – Ух.

Иногда гудит вне града

Во свирель свою пастух.

Нет здесь пастуха ни стада –

Кто ж гудит, Ух! – разве дух? – Друг.

Друг! – Да это шутка эха

Отзывается вот там?

Продолжай же ну! Для смеха

Нашим подражать стихам. – Вам

На свободе и на воле

Всяк игрив, всяк, как Марон.

Здесь не сам ли нас, как в школе,

Восхищает Аполлон? — Он.

Здесь не хуже Иппокрены

Движет дух наш Ангара

Вот журчанием, как сирены

Пением. Пой же, уж пора! – Тра-ра-ра.

К роскоши когда не страстны,

С музами в связи живем;

Над собой тогда быв властны,

Доблесть сердца сбережем. – Лжем!

Есть везде игры, забавы,

Есть прелестные красоты;

Но не все на наши нравы,

Кроме сельской простоты – Мечты!

Оживляй всечасно радость

Дух на ш и теки в крови.

О! Живи невинна младость,

К счастью и наук к любви – Живи

Нет счастливей умных доли:

Без учения свет – тюрьма.

То плода с развратной воли?

Что нам будет без ума? – Сума

Стихи пелись при закате солнца, среди рощи немногими отборными голосами. Остальные семинаристы, расставленные в разных местах рощи несколькими группами выкрикивали одни за другими после каждой строфы Эхо, которое в свою очередь отражалось от прилегающих к Ангаре с восточной стороны гор и разносилось по распадкам и далеко вниз по реке и все это вместе производило восхитительный эффект.

Опубликовано 21 октября 1878 года.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 1.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 2.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 3.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 4.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 5.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 6.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 7.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 8.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 10.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 11.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 12.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 13.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 14.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 15.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 16.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 17.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 18.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 19.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 20.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 21.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 22.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 23.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 24.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 25.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 26.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 27.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 28.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 29.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 30.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 31.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 32.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 33.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 34.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 35.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 36.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 37.

Первый, Первая, Первое в Иркутске. Часть 38.

576

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.