О праве Посольского монастыря на владение местностью при устье речки Голоустной.

Недавно мы читали описание торжества освящения Николаевского Храма в селении Голоустном, приписанного к Посольскому монастырю. В описании между прочим упомянуто, что тут была часовня, перенесенная сюда из Посольского монастыря имеющего здесь некогда свои земли.

А ранее этого нашли мы в архивах, и поделились с читателями такими сведениями, что в 1699 году казачий десятник Андрей Ошаровский испросил дозволения построить в Голоустной для проезжих людей зимовье, и просил отвести к этому зимовью сенные покосы вверх по Голоустной реке выше шаманского камня на Аскорское на сто копен. И из приказной избы на владение зимовьем и сенными покосами дана ему Ошаровскому выпись данная 1699 года июня в 26 день. За тем в Январе 1701 года Ошаровский просил у Тобольского Митрополита Игнатия благословения поставить по своему обещанию на море на Голоустной часовню великому Архиерею Николаю Чудотворцу, и получил разрешение невозбранно. В 1710 году Ошаровский умер. Его заимку на Голоустной усвоил себе Иркутский Вознесенский монастырь без всякого формального за собой закрепления, но в 1721 году 20 Июля, по просьбе Архимандрита Антония Платковского, Иркутский комендант Степан Ракитин, дал Вознесенскому монастырю во владение заимкой Ошаровского из Приказной Палаты данную выпись.

Когда и как вошел в участие владения этой местностью монастырь Посольский? В разрешение сего вопроса предлагаем следующую копию древнего акта:

«Лета 1709 Декабря 21. По указу Великаго Государя Царя и Великаго князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, стольник и воеводы Ларион Акимов Синявин стоварищи велели в Иркуцку сприказной Палаты Пеображенскаго Посольскаго монастыря Игумену Макарию збратией на порожее место у Байкала моря близ устья речки Голоустной дать данную для того (что) в прошлом 1706 году ибля в 26 день бил челом Великому Государю а в Иркуцкой Приказной Палате стольнику и воеводам Лариону Акимову Синявину стоварищи Преображенскаго Посольскаго монастыря вкладчик Григорей Осколков подал за рукой челобитную, а в ней написано: в прошлых годах с Селенги с Троицкаго монастыря зачали строить по край Байкала моря на месте названном посольской мы вновь пустиню ради обитания монахов, и в прошлом же 1705 году по челобитью ево Григорьеву велено ему Григорью в той пустыни построить церковь Преображения Господня, и чтоб Великому Государю пожаловать ево Григорья велеть построить ради переезду из той новой пустыни монахам на устье речки Голоустной келью с оградой и о том из Иркуцкой Приказной полаты дать данную. И февраля в 18 день нынешнего 1709 году в сказках удинских служилых людей Никиты Портнягина, Ильи Лыкова, Федора Кривого, да Андрея Ошаровского зимовщиков, которые живут в зимовье ево Андрееве у Голоустной речки, Ивана Вяткина, Василия Некрасова, которых прислал полковник Андрей Бейтонов, написано: Ясачные де Великого Государя брацкие иноземцы кочуют вблизости Байкала моря и вверх по Голоустной речке от устья в полуверсте, а скот де у брацких людей ходит у Байкала моря и у голоустной речки, а звериных де ухожий и промыслов в тех местах нет, а порожней де земли под келью у Голоустной речки будет десятины на две. И сего 709 году Октября в 14 день по указу великого Государя и по помете на выписке стольника и воеводы Лариона Акимовича Синягина велено против вышеписанного Григрья Осколкова челобитья, по сказкам служилых удинских людей Никиты Портнягина (с товарищи) отвести во владение Преображенскому монастырю под келью и под ограду у Голоустной речки близ зимовья Андрея Ошаровского из порожней земли длиннику, 80 сажень, поперешнику подле Байкала моря 40 сажень, для того что по сказке удинских служилых людей Никиты Портнягина с товарищи близ зимовья Андрея Ошаровского порожней земли явилось десятины с две, и ему игумену Макарию с братией вышеописанном урочище у Голоустной речки близ зимовья Андрея Ошаровского келью соградой построить на порожной земле, в лишнего под келью и под ограду сверх описанной меры не занимать и ясачных великого Государя иноземцов не изгонять и тем отводным местом без указу великаго Государя никому не вступаца и не продать. И ся данная ему игумену Макарию збратиею в Иркуцку спраказной Полаты дана впред ждя владения. Ксей данной великаго Государя Царя и великаго князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца печать земли сибирской города Иркуцка Стольник и воевода Ларион Акимович Синявин приложил. На подлинной печать приложена и писано тако:

Лука Артемьев.

Справил Иван Муромов

Печатных пошлин 25 копеек взято.»

На уступленной таким образом земле келья с оградой немедленно была выстроена и посещены в ней от Посольского монастыря зимовщики, которые между прочим, должны были промышлять здесь для монастырского обихода рыбу. Тридцать лет правом рыбной ловли у речки Голоустной беспрепятственно монастырь пользовался, но за тем нашелся своекорыстник Иркутский Посадский Степан Свидерский, который, конечно, основываясь на том, что в уступной под келью записи, о рыбной ловле не было речи, лов этот монастырским зимовщикам нагло и самоуправно, употребив угрозы, ругательства и увечье, воспретил, и сам с своими промышленниками занял их место. Это случилось в 1740. Наместник Посольского монастыря иеромонах Виктор принес жалобу Епископу Иннокентию. Преосвященный просил защиты у Иркутской Провинциальной канцелярии; однако ж не получил. Затем Владыка думал уладить дело личным своим авторитетом; в марте того 1740 года послал он на речку Голоустную вкладчика знаменского монастыря Василия Зимерова с письменным уполномоченьем промышлять здесь рыбу для архиерейского дома. Но и Зимерова Свидельский прогнал. А в следующем 1741году провинциальная канцелярия рыбные ловли у Голоустной уже своим указом закрепила за Иркутским Посадским Федором Ланиным, и таким образом право давности владения теми ловлями у Посольского монастыря окончательно было отнято.

Из всего же вышесказанного видно, что еще при жизни первого владельца отведенной земли при устье речки Голоустной Андрея Ошаровского, Посольскому монастырю в соседстве с ним Ошаровским отведено было под келью с оградой 80 сажень длиннику и 40 попершнику. За тем усадьба Ошаровского, по смерти его, перешедшая во владение Вознесенского монастыря, по выезде хлопотавшего о ней архимандрита Антония Платковского, пришла, по отдаленности, у новых владельцев, монахов Вознесенского монастыря в забвение (Однако бывший настоятель Вознесенского монастыря Архимандрит Никодим в своем описании сего монастыря изданном в 1839 и напечатанном в С-Петербурге в 1840 год, страница 49, деревянную часовню на берегу Байкала в селении Голоустном признавал принадлежностью Вознесенской обители, перевезенной туда из последней в 1792 году), и наконец совсем оставлена ими, и слилась с урочищем монастыря Посольского, вступившего ныне как бы в новые права владения старинным своим достоянием.

Опубликовано 15 апреля 1867 года.

556

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.