​Иркутский Вознесенский монастырь.

Основание Иркутскому Вознесенскому Монастырю положил Старец Герасим около 1670 г. Он исходотайствовал у Преосвященного Корнилия Митрополита Сибирского в 1672 г. грамоту на построение монастыря, а еще в 1669 от воеводы Яковлева – Данную Граммоту: с этого времени – и должно считать начало нашего Веснесенского Монастыря. Обе Грамоты дошли до нас; в них значится:

«Лета ЗРИ-го (1672 г.) Декабря в В день Великому Господину Преосвященному Корнилию, Митрополиту Сибирскому и Тобольскому били нам челом Енисейского Уезду Иркутского Острогу сын боярский Иван Максимов и служилые люди казачей пятидесятник Анисимко Михалев, десятник Ивашко Турчанин с товарыщи, чтоб нам Великому Господину пожаловати их благословити и велити б Старцу Герасиму в Иркутском Остроге покрай Ангары реки построить монастырь и церковь воздвигнуть во имя Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да впредел Пресвятые Богородицы Одигитрия, и мы Великий Господин Преосвященейший Корнилий Митрополит Сибирский и Тобольский пожаловали их Енисейского уезда Иркуцкого Острогу всяких чинов людей, сына боярского Ивана Максимова с товарыщи благословили и велели Старцу Герасиму ниже Иркуцкого Острогу по край Ангары реки построить Монастырь, и в том Монастыре воздвигнуть церковь во имя Вознесения Господня, да в пределы Пресвятые Богородицы Одигитрий невозбранно, и вам бы Иркуцкого Острогу всяких чинов людей о Монастырском и церковном строении радети с великим прилежанием и ево б Строителя Старца Герасима жаловать и во всем слушать, и ни какой обиды ему Старцу Герасима ни в чем нечинить. К сей благословенной строительной Грамоте Великий Господин Преосвященний Сибирский и Тобольский велел печать свою приложить.


Святительских Духовных дел Судья Иеромонах Герасим.»


«Данная о земле под монастырь, и под пашню, и сенные покосы, и под скотской выпуск, из Енисейска.


Лета семь тысяч, сто семдесят седмаго Сентября ввосьмый недесять день, по Указу ВЕЛИКАГО ГОСУДАРЯ ЦАРЯ и Великаго Князя Алексея Михайловича, всеа великия и малыя и белыя России Самодержца, и Государя Благовернаго Царевица и Великаго Князя Алексея Алексеевича всеа великия и малыя и белыя России, и Государя Благовернаго Царевича и Великаго Князя Федора Алексеевича всеа великия и малыя и белыя России, и Государя Благоверного Царевича и Великаго Князя Симеона Алексеевича всеа великия и малыя и белыя России, и Государя Благовернаго Царевича и Великаго Князя Иоанна Алексеевича всеа великиа и малыя и белыя России. Память выркуцкой острог приказному Енисескому, сыну боярскому первому Самойлову, в нынешнем во 177 году, Сентября 14-й день, бил челом Великим Государем, а в Енисейском всьезжей избе Стольнику и Воеводе Кирилу Аристарховичу Иаковлеву подал челобитную Старец Герасим, завел де он на Ангаре рере Пустыню и чтоб великие Государи пожаловали ево Старца Герасима велели для монастырского строения дать под хлебную пашню и под сенные покосы и под скотской выпуск земли ниже Иркуцкого острогу за Ангарою рекой на сосновой верешеее, и от той верешеи в гору прямо и на низ по ангаре реке, и как к тебе ся Память придет и тебе сыскать Иркутсково острогу всякими жилицкими людьми, та земля, о которой бьет челом Великим Государем Старец Герасим: впустель лежит и невладеет ли кто по данным Государевым, пашенным крестьяном утеснения не будет ли, а буде посыску объявится, что та земля лежит впусте и никто ею невладеет и пашенным крестьянам утеснения не будет, и тебе ехать на тое землю и потамошнему расмотрению под монастырь и под хлебную пашню и под сенные покосы и под скотский выпуск земли отвесть ему старцу Герасиму, и той отводной земли учинить межи и грани и всякие межевые признаки сновой той земли заруками прислать в Енисейской острог и велеть подать в съезжей избе Стольнику и Воеводе Кирилу Аристарховичу Иаковлеву, а ся Память отдать ему Старцу вместо Данной; а той земли ему Старцу никому не продать, не заложить до Указу Великих Государей владеть самому. У сей Памяти Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя России Самодержца, и Государя Благовернаго Царевича и Великаго Князя Алексея Алексеевича всеа великия и малыя и белыя России, Государя Благовернаго Царевича и Великаго Князя Федора Алексеевича всеа великия и малыя и белыя России, и Государя лаговернаго Царевича и Великаго Князя Симеона Алексеевича всеа великия и малыя и белыя России, и Государя Благоверного Царевича и Великаго Князя Иоанна Алексеевича всеа великия и малыя и белыя России Печать земли Сибирския Енисейского острогу, Стольник и Воевода Кирило Аристархович Иаковлев приложил.


Справа Никиты Гусева.»


Граммота эта нигде еще не печаталась: она сохранилась только в списках частных людей, и едва ли она есть в Монастыре, подвергавшемся, опустошительным пожарам. Прочие грамоты тоже вероятно не были в печати.


По получении Данной Грамоты Герасим приступил на отведенной ему земле к постройке монастыря, заложил деревянную Церковь во имя Вознесения Господня, с приделом во имя Пресвятыя Богородицы – Одигитрии, и в тоже время заложены братские келлии и деревянная ограда вокруг Монастыря; вся эта постройка окончена им Герасимом; ему нужно было еще обеспечить Монастырь содержанием, как хлебным для братии, так и освещением и отоплением и тому подобным; он снова просил об отводе ему пустопорожней земли под пашню, покосы и прочее, на что и получил Грамоту за год до блаженной кончины. А как и эта Грамота весьма интересна, то мы прилагаем ее здесь; она есть следующая:


«Лета 7183-го (1675) г. Октября в 30 день, по Государеву Цареву и Великаго Князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя России Самодержца, и Государя Благовернаго Царевича и Великаго Князя Федора Алексеевича всеа велия и малыя и белыя России, и Государя Благовернаго Царевича и Великаго Князя Иоанна Алексеевича всеа великия и малыя и белыя России, и Государя Благовернаго Царевича и Великаго Князя Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя России Указу, а по Енисейской съезжей избе Памяти Стольника и Воеводы Михаила Васильевича Привлонскаго велено отвесть Иркутскому приказному Енисейскому сыну боярскому первому Самойлову Иркуцково ж монастыря Вознесенскаго Строителю Старцу Герасиму збратиею земли где буде обыщут, и по обыску Вознескаго Монастыря Строителя и по челобитной их збратею, Иркуцкай Приказной, Енисейской сын боярской первой Самойлов ездил сслуживыми людьми землию сматривать спятидесятником Сонисимом Михвлевым да срядовыми Совторником Фроловым, Сывашкой Игнатьевым Иркуцкой Приказной, Енисейский сын боярский первой Самойлов, подосмотру сслужилыми людьми спятидесятником Сонисомом Совторником Фроловым, Сывашкой Игнатьевым земли досмотря от вел и велел нашу землю Вознесенскаго Монастыря Строителю Старцу Герасиму збратиею, Данную – дать на пустую земли вновь нароспашь под хлебную пашню и под скотинной выпуск и под дворовые поставки, а та земля на Енисейской стороне по Иркуту вверх, на левой стороне ялани от Гнилой Курьи вверх по Иркуту до Елового острова до утесу, и по правую сторону счерными лесами, а згнилой Курьи – сустья грани загранены на толстой сосне, и на лиственнице на толстой-же – суковатой, прямо по той Курье да камени, и ему Старцу Герасиму збратией втех урочищах землю распахать под хлебную пашню, и владеть ему Старцу Герасиму збратией тою землею, до Указу Великих Государей, а на сторону той земли ни кому непередавать и незаложить владеть самими и совсеми угодьи и срыбными ловы для брацкого прокормления; а подосмотру Уркуцкого приказного Енисейскаго сына боярскаго перваго Самойлова и служилый людей Анисима Михалева стоварищи, от них Старца Герасима ясачным людям и пашенным крестьянам утеснения никакова не будет, а пашенные крестьяна, от них Старца Герасима заемки, вдальнем растоянии. К сей Данной Иркуцкой Приказной, Енисейской сын боярской первой Самойлов печать приложил». И так с благословейною радостью все желание Старца Герасима было исполнено; однакож мы неимеет сведений, сколько при Герасиме было братии, а известно, что монастырь устраивался и украшался благопоспешно; денежное пособие и тому подобные нужны были исполнены с успехом так называемыми в то время вкладчиками; они были люди разных сословий, как бы … желанию приписывали к Монастырям часть своих доходов, или денежных, или уделяли избытки от своих трудов промышленности. Таковы были Герасим Михалевы, Фроловы, Игнатьевы и другие. Бладенная кончина Герасима последовала 20-го Января 1676 года. Могила сего Строителя находится в восточном углу монастырской ограды, в каменной башне с надгробным камнем, с следующей надписью: «1676 года, Генваря 20 дня, представился сего Вознесенскаго Монастыря первый Строитель Схимонах Герасим.» По кончине Герасима, приемником его остался управлять Монастырем Старец Ефрем.


Вот все что оставил нам исторического досточтимый Старец Герасим; и еще более должны мы, жители гор. Иркутска почитать память его, оставившего нам в наследие основанный им Монастырь, который, в последствии прославился не только великолепными своими храмами, но и чудодейственными и нетленными мощами Святителя Иннокентия.


В четвертый год управления Монастырем Старца Ефрема, от неизвестной причины сделался в монастыре опустошительный пожар, истребивший единственный Храм Вознесенья с приделом, утварью, ризнецей, келлиями братии, и даже самая ограда монастырская сгорела. Монастырь так опустошен был огнем, как говорит предание, что не оставалось почти следов постройки. Страшное это опустошение случилось при Старце Ефреме, при первом строителе после Герасима, 1679 года в 27 день Декабря. Богу было угодно, чтобы это место посвященное на служение Ему Всевышнему не осталось в запустении, оно начало возрождаться снова и с новою благопоспешностью. После этого события сиротствующая Братия нерасходилась со своего пепелища; в их совете было положено с помощью вкладчиков и других благотворителей просит Епархиальное Начальство о построении вновь Монастыря, для чего был отправлен в Тобольск с челобитною к Преосвященному Митрополиту Павлу, черный поп Тарасий, а оставшаяся братия и вкладчики занялись приготовлением материалов и прочего для предполагаемой постройки на ново; разрешение не замедлило, Преосвященный Павел благословил Монастырь новою Грамотою, содержание ее выписываем вполне: «Божею милостью Великий Господин Преосвященный Павел Митрополит Сибирский и Тобольский, по благодати, дару и власти Всевышнего и Живоначальнаго Духа данный нам от Великаго Архиерея Господина нашего Иисуса Христа, в нынешнем РП.Н году Августа «Д» били нам челом Вликому Господину Енисейскаго Уезду Иркуцкого Острогу Вознесенской Пустыни черной поп Тарасий збратиею и совкладчиками и служилые люди тоя пустыни прихожане, в прошлом де во РПЗ году Декабря в 27 день волею Божею в той пустыне церковь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всякою церковной утварью згорела без остатку, и чтоб нам Великому Господинупожаловати их благословити и велить им лес ронить, и в той Вознесенской Пустыни вновь воздвигнуть церковь АО имя Вознесения Господня, да пределом Пресвятыя Богородицы Одинитрия, а как совершиться освтятить и дать Антимис, МУР и масло, и мы Великий Господин слушав их челобитныя пожаловали и благословили и велели им лес пронить в той Вознесенсой Пустыни вновь воздвигнуть церковь во имя Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да предел Пресвятыя Богородицы Одинитрия и строить со всяким церковным строением невозбранно, а верхи рубить на шатровые клетцы и олтариб были круглые, а царские двери посреди церкви, а посторонам двое двери, одне южные, другие северные, а под царских дверей на правой стороне поставить настоящий образ Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а по левую сторону царских дверей поставить образ Пресвятыя Богородицы с Превечным, а прочие иконы ставить подле тех икон по церковному чину, и в пределе двери прорубить с паперти, а как церковь совершена будет на готово, и мы Великий Господин указали настоящую церковь и предел освятить Илимскаго Острога протопопу Афанасию, а на освящение Антимисы, МУР и масло дано то в Пустыни Старцу Никону. К сей Благословенной грамоте Великий Господин Преосвященный Павел Митрополит Сибирский и Тобольский велел печать свою приложить.»

Опубликовано 27 июня 1857 года.


П.

1033

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.