Исторические заметки о забайкальских церквах. Часть 1.

Забайкальский край, или древняя Даурия, был посещаем русскими с начала 17-го столетия. Окончательное покорение забайкалья относится к половине 17-го столетия. В 1662 г. Сотник Петр Бекетов, получив получив приказание из Енисейска проникнуть к Иргенскому озеру, отправился за Байкал, и в следующем году проплыл по Селенге до устья Хилка и потом по Хилку к Иргенскому озеру, где основал Иргенский острог. В 1666 г. Построен Селенгинский острог. В 1668г. Удинский (Верхнеудинский) на Селенге; в 1681 г. – Аргунский, в 1689 г. – Итанцнский, Ильинский и Кабанский. С постройкой этих острогов тогда же, или скоро после того строились в острогах церкви. В доказательство приведем слово в слово Государеву грамоту о построении за Байкалом Селенгинского острога и церкви в 1666 г.: «Царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Великия, Малыя и Белыя России Самодержца в Сибирь Енисейский острог сотнику Нашему Кирилу Аристарховичу Яковлеву. – Били челом Нам великому Государю Сибиряне новаго Селенгинскаго острогу старые казаки пятидесятники Галько Ловцев с товарищи 85 человек: в 174 г. (В этой грамоте число 174 указывает на счет годов от сотворения мира, разумеется за сокращением 7000 л., которые опущены, а написан только 174 г., под которым нужно подразумевать 7174 г. От сотворения мира, соответствующий нашему 1666 г. После Р. Хр. Поэтому основание Селенгинска должно отнести к 1666 г., а не к 1674 г. Селенгинские жители отпразновали двухсотлетие Селенгинска позже оного на полных семь лет) поставили они в Монгольской земле под Даурскую землю на рубежах для пространения земли у Селенги реки острог, да четыре башни, и острог той покрыли и верхний подошвенный бой намостили и около острога надолбы поставили и церкву о трех престолах построили да в остроге и за острогом 29 изб поставили, и вниз по Селенге реке пашни завели и соленое озеро приискали, и вновь иноземцев оленных тунгусов в ясачной платеж лаской призвали и на 178 г. (1670 г.) нашему Государя ясак и десятинные мягкие рухляди собрали три сорока 16 соболей, а на завод-де и на строение и на подъем того новаго острога из Нашей из Государевой казны ничего не дано, а протора-де и учинилось 2625 рублей 4 алтына 2 деньги».

По этому донесению казаков настоящей грамотой велено рухлядь присылать Государю, а деньги истраченные казаками, возвратить из казны.

С достоверностью можно сказать, что с устройством и Кабанского острога построена там церковь.

К сожалению церковных архивов 17-го столетия нет в церквах. Все они начинаются с 1720 или 1730 годов и позже. Однако мы знаем, что по определению Московского собора 1681 г. Было постановлено: «в дальние грады, на Лену, в Дауры из Тобольской епархии посылать от духовного чинц архимандритов и игуменов или священников добрых и учительных, для учения Христианского закона и просвещения неверных». И в том же (1681) году в Дауры на Селенгу отправлена была миссия, состоящая из 12 человек братии, под начальством игумена Феодосия. По прибытии миссии на Селенгу они основали в 1683 г. на р. Селенге Троицкий монастырь и многих неверных крестили. Тогда же возник заботливостью игумена Феодосия и Посольский монастырь. С одной стороны обращение иноверцев, а с другой и главным образом поселение за Байкалом стрельцов, казаков и других гулящих русских людей, умножали приходы и церкви. Ко времени учреждения в Иркутске викариатства в 1707 г. за Байкалом существовали монастыри Свято-Троицкий Селенгинский и Посольский Преображенский и церкви: Баргузинская Преображенская, Селенгинская Покровская, Селенгинская Спасская, Удинская (Верхнеудинская) Спасская, Удинская (Верхнеудинская) Владимирская, Ильинская Богоявленская, Кабанская Христорождественская, Итанцинская Спасская, Хилокская Владимирская, Колесниковская Казанская, Траковская Михаила Архангела, Кударинская Богородская, Чикойская Петропавловская. Всего по направлению к Селенгинску было 15 церквей. Кроме того в Нерчинском заводе было 8 церквей. – Итого ко времени учреждения самостоятельной Иркутской епархии за Байкалом было 24 церкви. Все они были деревянные и не знаем, где бы оставались церкви, первоначально устроенные. Или пожар, или обветшание заставили строить новые церкви. Иркутские архипастыри заботились о распространении христианства между неверными, об умножении храмов между русскими поселениями. И если бы каждый из приходских священников описал подробно перемены по церкви и состояние прихода по тем по крайней мере документам, которых остатки хранятся в их церквах, и по сохранившемуся преданию, то из этих описаний видны были бы прежние события церкви и состояние веры в тогдашнее время. Помещаются, правда, в клировых ведомостях сведения о церквах и состоянии приходов, но только о существующих церквах, а не о древних. А между тем в церковных архивах попадаются интересные церковные сведения.

Опубликовано 9 сентября 1878 года.

Исторические заметки о забайкальских церквах. Часть 2.

Исторические заметки о забайкальских церквах. Часть 3.

848

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.