Чудотворный образ Богоматери-Споручницы грешных в Кяхте

(памяти Высокопреосвященного Парфения, Архиепископа Иркутского)

Забайкальская область, кроме многих других чудес всегда присущей верным своим Благодати Христовой, хранит не оцененную, чудотворную святыню в Образе Богоматери Споручницы грешных, находящуюся в Кяхте, в Троицкосавском соборе. Страна, сопредельная Китайской Империи, язычествующим народам Монгольским, Маньчжурским, Даурским, даже в пределах своих еще не очищенная от идолопоклонничества (бурят), как бы обеспечена, ради избранных, покровом самой Богоматери, молитвеницы к долготерпению Божьему о спасении от гнетаи кары Божьей страны, оскверняемой языческим нечестием, — Предстательницы рода христианского на самом рубеже русского господства, в сопредельности темному, слепотствующему Китаю.

Подлинник Иконы Споручницы грешных в Николаевском Одрине монастыре Орловской Епархии Карачаевского уезда. Прославление Иконы Споручницы грешных здесь началось не без особенных о том замечаний м указаний самой Царицы небесной. Икона Божьей Матери Споручницы грешных долгое время оставалась в неизвестности и не внимании к ней. Икона стояла между другими иконами в обветшалой часовне подле ворот за монастырем и настолько потускнела и покрыта пылью, что нельзя было прочесть надписей на ней. В 1844 году летом в Одрин монастырь пришла купеческая жена, по фамилии Почепина, с двухлетним своим сыном Тимофеем, который подвергался сильным болезненным припадкам, ни какому медицинскому пособию не уступавшим, и после Литургии попросила монашествующих отслужить молебен пред находящейся в часовне иконой Божьей Матери Споручницы грешных. Молебен отслужен и больной сын Почепиной выздоровел. По сему обстоятельству икона Божьей Матери Споручницы грешных взята из часовни в монастырь, промыта и поставлена в приличном месте. От св. иконы вскоре последовали другие чудесные знамения, и с тех пор икона Божьей Матери Споручницы грешных в Николаевском Одрине монастыре прославилась чудотворной. (Душепол. Чт. 1872 г. Июль).

В 1847 году Одрина монастыря подлинная икона Споручницы была прислана в Москву Иеромонаху Смарагду, бывшему там по сбору подаяний на смиренную Одринскую Обитель. По явлении в Москве чудес от иконы, копия с нее была снята для подполковника Дмитрия Николаевича Бонческула (родом Грека), и находилась сначала в его доме. Споручница грешных и здесь явила много поразительных чудес; вследствие чего Икона передана была Бонческулом в церковь Святителя Николая на Хамовниках. Слава Царицы небесной повсюду распространилась в явлении новых чудес и знамений. Причтом Николаевской церкви на Хамовниках записано до 115 случаев чудесных исцелений, полученных предстательством Царицы небесной и заявленных разными лицами даже из иностранцев, каковы Кнорринг, Де-Марье, Гесса и др.

В Феврале 1854 года другая точная копия с Иконы Споручницы грешных была прислана подполковником Димитрием Николаевичем Бонческулом в Кяхту и передана через кяхтинского купца Луку Тимофеевича Молчанова в Троицкосавский Троицкий собор (см. Странник. 1867 г. Февраль). Побуждение к тому изъяснено Бонческулом в особом письме, присланном в Кяхту. «Есть много случаев, свидетельствует этот Боголюбец, которых ум человеческий не может постигнуть. Воля Господа Бога живого совершается там, где ему благоугодно. По той непостижимой для нас смертных воле, было мне видение во сне – поставить копию с Чудотворной Иконы Споручницы грешных в ваш Троицкий собор… Я видел огненный столп над сим храмом, простершийся от купола храмового до небес, и был мне глас от стоящего близ меня чернеца, чтобы Икону Споручницы грешных я внес в храм этот. Я спросил, что это за храм? В ответ было сказано – это Троицкосавский собор». Столь непостижимыми путями Божьими, покров Царицы небесной распространился на всю страну Сибирскую, проявив дивные знамения и исцеления с противоположного конца России – с Москвы и Орловской Епархии.

Чудеса от иконы Споручницы грешных в Троицосавском соборе стали проявляться с первым постановлением Чудотворной Иконы в храме. Кроме необыкновенного явления света, озаряющего собор и окрестную площадь при горении единственной при образе лампады, издающей по видимому обыкновенное мерцание света, — чудеса исцелений, являемые страждущим различными недугами, беспрерывно начали совершаться и доныне по милосердию Божьему совершаются во славу Царицы Небесной. Благодатные явления стали привлекать верующих к Чудодейственной святыне, празднуемой 7 Марта и 29 Мая, не только из Забайкальской области, но и из других отдаленных мест. Буряты-христиане и язычники в случае болезней прибегали к Чудодейственному Покрову Божьей Матери с молитвой к Царице неба и земли и через помазанье елеем от лампады, неугасимо горящей перед чудотворным ее ликом, стали получать исцеление от недугов. Слава о Чудотворной Иконе Споручницы грешных быстро распространилась по всей Сибирской стране.

В Бозе почивший Архиепископ Парфений, 12 лет право правивший Иркутской и Забайкальской паствой, в это время был еще Епископом Томским (1854-1861). Покойный Владыка, уроженец Воронежской губернии, села Вербилова (Задонского уезда) начал свою служебную деятельность в Орловской Семинарии, был священником, Протоиреем и благочинным в г. Ельце в той самой епархии (Орловской), откуда распространилась чудодейственная икона Богоматери, озарившая впоследствии явлением неизреченных чудес и славы всю Сибирскую страну. Почивший Архипастырь любил воссылать хвалы Божьей Матери, — и при Архиерейском доме в Иркутске устроил благолепный храм в честь Покрова Владычицы. Не могло не радовать блаженный дух почившего Архипастыря явление чудес Богоматери, о котором известия доходили до него еще в то время, когда Промысел Божий сулили ему быть Ангелом Томской епархии. Вот строки, записанные собственноручно в дневнике, писанном им в Томске под 16 и 29 Ноября 1857 года: «прислали Икону Споручницы, которую желал иметь. Есть и не благорасположение к св. Иконе. Был странник Малоросс из Тобольской губернии; когда говорил с ним, пришел другой странник из Кяхты, которому явилась после болезни Икона Споручницы и велела идти по святым местам. По прочтении полученного письма, читал для успокоения сказание и чудеса о Споручнице». Тому же Архипастырю, потом сделавшемуся Архиепископом Иркутским, сопрестольником Св. Иннокентия, первого Епископа Иркутского и Чудотворца, суждено было завершить славу Богоматери, как созданем Крестового храма в Томске во имя Живоначального источника и Иркутске Покрову Божьей Матери, так и прославлением покрова Споручницы грешных, что увидим в дальнейшем повествовании.

Проявления дивных милостей над страждущими, оказанных Богоматерью при Ее Чудотворном лике, побудили верующих просить того же Боголюбца, подполковника Бонческула о присылке списков с Чудотворной иконы для других церквей. Бонческул исполнял просьбы их с полной готовностью. Так, через посредство его были приобретен иконы Споручницы грешных – ля Никольской церкви г. Троицкосавска, для Усть-Кяхтинской Тихвинской церкви, Верхнекударинской Троицкой, Харацайской Вознесенской и др. Трудами иконописцев, в особенности Г. Тарского (ныне Академика-художника) иконы эти значительно распространены по Забайкалью, как в церквах, так и по домам. Замечательные списки Иконы Споручницы находятся Цаган-Усунской Николаевской церкви, в Кударинской Боговещенской, в Кяхтинской Воскресенской и др. Знамения и чудеса по молитве верующих являются по всюду. Потому, христиане вменяют в священный долг иметь у себя образ Споручницы грешных. Нам случалось даже видать по Китайской границе довольно влиятельных воспроизведений образа по часовням и домам. Г. Бонческул, по благочестивому усердию, присылал в Кяхту через посредство чиновника Николая Иосифовича Оглоблина гравированные на бумаге изображения Споручницы грешных, — и они быстро распространились по всюду. Г. Оглоблиным были предоставлены такие иконы на Амур Графу Н.Н. Муравьеву, — и были розданы казакам и по часовням, при взятии и населении Амура. Нельзя умолчать о поразительном чуде, случившемся здесь с одним офицером, по вере в предстательство Царицы небесной. Штаб-офицер Макарий Григор. Травин, по взятии Амура, командированный для сплава в Николаевск военных снарядов и хозяйственных потребностей для заселения края в 1858 и 1859 годах, против Благовещенска, с отрядом пеших казаков, был опрокинут с лодкой и плотом. В водах Амура, борясь с волнами и слабея в силах, молился он Преблагословенной Божьей Матери Споручнице, образ коей находился в местной часовне, открыл глаза в водной пучине, и увидел на дне реки Амура чудный свет, какого ему никогда не случалось видеть, внезапно получил телесную силу, нырнул прямо на виденный свет и очутился на поверхности воды, и здесь посредством шеста без чувств был вытащен казаками в лодку. После того офицер Травин был переведен в Сотенное Правление Мензинской станицы на р. Чикое (Забайкальской области) и по обещанию в память и благодарение Богу за спасение свое от потопления построил храм Божьей Матери. В знамение неизреченного света, виденного им в водах Амура, Травин и соорудил в Мензинском караулес помощью благотворителей, благолепный храм, в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Икона Преблагословенной Споручницы грешных в живописном изображении исполнена художником, копия с Чудотворной, богато украшена и составляет предмет благоговения для местных казаков и прочих насельников Чикойского края (О событии совершившимся над Травиным, этот офицер сам повсюду свидетельствовал. Он известен в Забайкальском крае и достоверность сказания, со слов Г. Травина, записанного Н. Иос. Оглоблиным, не подлежит ни малейшему сомнению).

Чудесные исцеления нал больными и страждущими, совершавшиеся в Троицкосавском Троицком соборе, при служении молебствий, через окропление св. водой и помазанье елеем из лампады и через поднятие св. иконы на дом, — составили целое сказание о чудесах Споручницы грешных – из записей соборного причта, хотя и нельзя не заметить, что записи эти составленные из заявлений исцеленных, обыкновенно делаются слишком кратко. Сказание это заключается в особой рукописи под заглавием: «Описание чудес и исцелений от иконы Божьей Матери Споручницы грешных, находящейся Кяхтинского градо-начальства в Троицкосавском соборе». О некоторых чудесах заявлено уже печатно Г. Оглоблиным в статье под заглавием: «Знамения от Чудотворной иконы Божьей Матери Споручницы грешных». (Странник. 1867. Февраль). Кроме того Г. Оглоблиным составлено подробнее сказание о чудесах Богоматери по наблюдениям на месте совершения чудес и свидетельству людей, получавших исцеление с самых первых проявлений неизреченных милостей Богоматери через св. Икону (Сочинение это остается еще в рукописи кроме начала напечатанного в дух. журнале «Странник» (Февраль 1867 г.). Для почитателей святыни полезно было бы подать подробное сказание о чудесах Богоматери в хронологическом порядке, чему основой служат хранящиеся при соборе записи).

Храм, или придел во имя Споручницы был сооружен прежде всего в Москве, в церкви Святителя Николая на Хамовниках. Обилие чудес и благодеяний Царицы небесной за Байкалом вызвало желание – соорудить храм Споручницы на месте явления столь чудных знамений. Совершить такое дело Промысл Божий судил известному в крае Боголюцу и благотворителю церквей и миссий, Коммерции Советнику и кавалеру Якову Андреевичу Немчинову при святительстве в Бозе почившего Архиепископа Парфения. Сооружению храма предшествовало особое событие, вызвавшее Г. Немчинова на обет – построить в честь Споручницы храм. Это – исцеление от опасной болезни единственного сына Андрея, полученное по вере и молитве благочестивых родителей через помазанье больного елеем из лампады, неугасимо горящей перед иконой Споручницы в соборе. Обет дан был Яковом Андреевичем и супругой его Александрой Григорьевной еще при Преосвященнейшем Евсевие, бывшем Иркутском Архиепископе (ныне Могилевском); но Промысл Божий судил исполнить это дело не ранее святительства Преосвященного Парфения. Любил почивший в Бозе Архипастырь созидать св. храмы, так что в течении 12-ти летнего правления Иркутской паствой, соорудил свыше 160 церквей, — и вот Царица небесная уготовила великое торжество для блаженного его духа в создании великолепного храма своего имени, коим как бы уже завершилась деятельность почившего Архипастыря на этом поприще. Освящение этого храма, совершенное Архиепископом Парфением с Преосвященным Мартинианом, Епископом Селенгинским, Викарием Иркутским с многочисленным собором духовенства 29-го Сентября и 4-го Октября 1872 года с приделом во имя Свят. Иннокентия было последним для Архипастыря освящением святых храмов, к которым всегда горела душа его. Три проповеди сказанные Архипастырем в это предсмертное посещение г. Кяхты 20 Сентября, при освящении в Троицкосавском соборе придела в честь Споручницы, 30 Сентября, при служении в Кяхтинской Воскресенской церкви и 10 Октября в Покровской Трехсвятительской церкви, останутся дорогим памятником покойного Владыки для Кяхтинских граждан (Храм Споручницы грешных сооружен в новом верхнем приделе Троицкосавского собора: оба придела богато украшены роскошной, мелкой вызолоченной резьбой, иконами работы Московского иконописца Рогожкина по золотому фону, снабжены новой утварью и ризницей. Иконы Споручницы поставлена посредине, между приделами в бронзовый вызолоченный киот; пред ней горит неугасаемая лампада из чистого золота от щедрот храмоздателей).

Другой храм в честь Споручницы грешных устроен из Пустынной церкви Чикойского монастыря, основанной здешним пустынником Игуменом Варлаамом, во имя Рождества Иоанна Предтечи. По благословению Архиепископа Парфения. Настоятель иеромонах Нектарий в 1869 году, при деятельном пособии Кяхтинского 1 гильдии купца Михаила Феодор. Немчинова, обновил эту церковь в теплый храм, освященный Преосвященнейшим Мартинианом в честь Споручницы грешных.

Архимандрит Мелетий.

12 Февраля 1874 г.

Иркутск

Опубликовано 23 февраля 1874 года.

969

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.