Канский Спасский Собор. Часть 5.

С переименованием села Канского в уездный город народонаселение его значительно увеличилось, вследствие чего теплый придельный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, при стечении богомольцев, во дни нарочитых праздников, сделался неудобен для совершения Богослужения по своей тесноте. Все сознали надобность в распространении храма, но дело останавливалось за недостатком средств. Тогдашний настоятель собора честный, деятельный, справедливый и боагонамеренный протоирей Иоанн Яковлевич Розанов в дружеских беседах с начальником округа, земским исправником Николаем Семеновичем Шевелевым, живым и приветливым словом, сумел вложить доброе и святое желание в сердце друга своего, человека честных и истинно-христианских убеждений, построить придельный храм, с северной стороны собора, во имя Святителя и Чудотворца Николая. Храм сей в 1834 г. по благословению Мелетия, Архиепископа Иркутского, заложен протоиреем Иоанном Розановым. Друзья радовались и благодарили Бога, сподобившего их положить основание храма и изливались в желаниях благополучно окончить начатое святое дело, но желания их не увенчались полным успехом; тот и другой задолго до окончательного благоустроения храма, почти одновременно перемещены на службу в разные стороны, один в Ачинск, другой в Верхнеудинск.

В 1834 году в Сибири открыта третья самостоятельная епархия Томская. Енисейская губерния, после десятилетнего управления и руководства оной в делах веры Иркутскими Арипастырями, отчислена к Томской Епархии. В декабре месяце 1838 года Преосвященный Агапит, первый Епископ Томский и Енисейский благословил: «новосозданный при Канском соборе храм освятить Ачинскому протоирею Иоанну Розанову, положившему первый камень в основание его, а если не пожелает, то местному протоирею Алексею Петрову». Достойно замечания, что архипастырь не признал нужным поручить освящение храма другому лицу, кроме протоирея Розанова, положившего основание храма, и только в случае не желания его, признавал возможность храм святить местному протоирею. 18 Января 1839 года протоирей Иоанн Розанов имел утешение и радость освятить храм во имя Св. И Чудотворца Николая, построенный по его мысли и желанию. При освящении храма был и сам храмосоздатель Н.С. Шевелев, в то время будучи горным заседателем на золотых приисках Бирюсинской системы. Никольский придельный храм самый обширный и удобный для торжественных священнодействий и по этом у в нем самую большую часть годичного времени совершается Богослужение и возносится молитва о храмосоздателе (Ныне уже умершем), который построением храма Божьего как бы желал изгладить малейшие огорчения неизбежные при исполнении в тогдашнее время, столь разнообразной административной должности, какова должность земского исправника.

27 Августа 1857 года, ровно через 30 лет, закрыто в городе Канске духовное правление. Но за год перед сим для удобности отправления епархиальных дел в Канском округе, вместо двух, учреждено три благочиния и благочинному Канскому собору поручено заведывание 10 сельских церквей, ближайших к городу Канску. Наконец в 1871 Канский Спасский собор через отделение сельских церквей отделен в особое благочиние, с присоединением к нему одной домой церкви в Канском тюремном замке. Теперь Канский собор носит лишь одно название собора и не имеет никакого значения соборности для уездных церквей церковного управления, удерживая за собой степень приходской соборности. Какие еще перемены ожидают его в будущем, — Бог весть; но то несомненно, что при неопределенности юридических правил уездных соборов, они могут подвергаться случайным переменам по личным воззрениям епархиального управления, хотя на основании 9 пункта Высочайше утвержденного 16 Апреля 1869 года положения о сокращении приходов и церковных причтов в отношении своего состава и взаимных отношений членов причта, городские соборы оставлены на существующих основаниях. Рознь из вышеприведенных епархиальных распоряжений относительно уездных соборов составляет грустное явление, и невольно вызывает вопрос: имеют ли какое значение постановления Духовных Консисторий, утвержденные епархиальным архиереем для приемников их епископского служения, или всякий епископ, вступая в управление епархией может отменять все распоряжения своих предместников самолично, без соборного определения?

В приходе Канского острога Спасской церкви первоначально состояли следующие селения: Канский острог (позднее село Канское); в нем до открытия города находилось комиссарство и последним комиссаром был Петр Петрович Малетин, — и шесть деревень: Большая и Малай Ури, Комарова, Терская, Бражна и Ашкаул. В 1827 году выделены из Канского прихода деревни Большая и Малая Ури, Комарова, Терская, из которых образовался отдельный приход Большеуринский. Сокращение прихода пополнено в 1828 году причислением в Канский приход деревень, лежащих по правую сторону реки Кана, Канско-перевозной из прихода Анцырского, Курышинского (она же Поповичи) и Далайской из прихода Устьянского. В 1836 году приход Канского собора увеличился построенным в 9 верстах от города по Московскому казенным поселением Лаватским. Через 30 лет последовало второе сокращение прихода, из которого выделены деревни Бражная и Ашкауль в самостоятельный приход, открытый в 1859 году. Не смотря на значительные сокращения приход Канский увеличивался переселенцами из российских и сибирских губерний, которые по своим торговым и промышленным занятиям находили выгодным для себя иметь оседлость в г. Канске.

Источниками содержания причта с основания церкви по настоящее время были доброхотные данные прихожан при исправлении треб и доходы от крестных ходов по домам прихожан во дни праздников. И прежде и ныне доход этот зависел от усердия и благорасположенности известным своим благочестием и щедродательностью прихожан, но ни в прежнее ни в настоящее время не составлял и не составляет фундаментального обеспечения духовенства и колеблется от многих и случайных причин. Сенокосная земля, отведенная в 1812 году 4 Августа в количестве девяти десятин и в 1869году в количестве тридцати пяти десятин служит достаточным обеспечением причта в хозяйственном отношении. Доходы от земли могли бы и увеличиться, если бы по распоряжению правительства на весь сборный причт, в приходе которого целая половина прихожан крестьяне, — было отведено такое количество земли, какое отмежевано для одного лютеранского пастора в Верхней-Буланке Минусинского Округа, т.е. ста двадцать десятин (Высочайшее повеление 25 Февраля 1863 года).

Причт Спасской церкви Канского острога в конце прошлого столетия состоял из 2 священников, 1 диакона и 4 причетников, но по малонаселенности в сибирских епархиях духовенства и по недостатку средств содержания, преимущественно в малонаселенных уездных городках, причетников полного числа на лице не состояло. В 1827 году с переименованием сей церкви в собор причт еще увеличился назначением настоятелем собора протоирея, но за выделением в 1859 году из Канского прихода деревень Бражны и Ашкаула, причт соборный уменьшен один священником. Имея в виду то, что во вновь образованном Браженском приходе причт по штату положено 1 священник и 2 причетника, причт Канского собора в 1869 году ходатайствовал о сокращении числа причетников, но епархиальное начальство в виду различных мероприятий к улучшению материального быта духовенства и сокращения приходов оставило ходатайство причта без последствий.

О первых настоятелях Спасской церкви Канского острога нет достоверных сведений в церковных актах. С 1779 года известны следующие:

Симеон Димитриев Пушкарев; при нем, надобно полагать сгорела первая и построена вторая деревянная же церковь.

Михаил Иванов Евтюгин с 1797 по 1826 год; при нем и его содействии построена каменная церковь. Скончался в 1833 году в заштате.

Евфимий Яковлев Евтюгин, сын диакона сей церкви Иакова Алексеева. Служение продолжал с 1804 по 1866 год. Скончался. Сын его Петр начал служение при Канской Спасской церкви с 1815 года и продолжал по 1827 год причетником. В 1827 году рукоположен во диакона Михалом Архиепископом Иркутским в село Кавказкое Минусинского округа и во священника в 1832 году Мелетием Архиепископом Иркутским в село Новоселы Канского округа, откуда в 1844 году перемещен, в село Манаш того же округа, где и скончался. Сын его Евфимий Петров, воспитанник Иркутской семинарии, потом студент Казанской духовной Академии, ныне протоирей Богоявленской церкви города Томска, член духовной Консистории.

Иоанн Григорьев Коновалов 13 Января 1801 г., рукоположен в Диакона к Есаульской Спасской церкви Красноярского округа. 12 Декабря 1805 года рукоположен во священника Канского острога к Спасской церкви и продолжал служение до 1838 года. Был присутствующим Канского духовного правления, депутатом и временно в 1811 году исправлял должность благочинного. В 1837 г. перемещен в село Бирюсинское (Конторка) Канского округа, где скончался. При нем был открыт город Канск. Дети его Григорий (смотр. ниже) и Николай, выбывший из среднего отделения Иркутской Семинарии, начал служение в 1827 году дьячком в Канском соборе; 4-го Декабря 1831 года рукоположен во диакона, а 13 Мая 1834 года во священника к Уринской Троицкой ц. Канского округа Мелетием, Архиепископом Иркутским. Имел награды: набедренник, скуфью и бронзовый наперсный крест в память отечественной войны 1853-56 годов. Сын его Иннокентий Николаев, по увольнении из высшего отделения Иркутской Семинарии за болезнью, был диаконом в Канском Спасском соборе в 1858 году, ныне преемствует в священничечком служении отцу своему в селе Большой Уре.

Алексей Стефанович Евтихеев получил домашнее воспитание и в школах не обучался, начал служение при Канской Спасской церкви с 6 Августа 1808 года дьячком с посвящением в стихарь. 5-го Октября 1824 года рукоположен во диакона, а 28 Марта 1826 года во священника Михаилом, Архиепископом Иркутским, к сей же церкви. Был депутатом и присутствующим Канского Духовного правления. В 1842 году по собственному желанию перемещен в село Анцирь к Николаевской церкви, в 12 верстах от города Канска. Имел награды: набедренник, скофью и наперсный бронзовый крест в память отечественной войны 1853-56 годов. Скончался 10 Июля 1865 года, оставив по себе добрую память в Анцырских прихожанах. В его служение Никольская церковь села Анцирского покрыта железом, украшена обновлением иконостаса, вызолоченного на полименте, местными иконами в среброзлащенных ризах, дорогой серебряной под зотолом утварью, хорошей ризницей и заведением большого колокола в 106 пудов.

С 1827 года, как выше замечено, настоятелями были.

Протоиреи:

Фортунат Иванов Петухов. По окончании курса в Тобольской Семинарии, в 1810 году, был диаконом при Градо-Тобольской Христорождественской церкви. 1818 года 9 Мая рукоположен во священника к Градо-Тобольской Сретенской церкви. В1823 году перемещен священником в Красноярский Вознесенский собор и определен присутствующим Красноярского духовного правления. В 1824 году назначен благочинным города Минусинска. В том же году 9 Сентября произведен в протоиреи города в город Ачинск. В 1827 году назначен настоятелем в Канский Спасский собор (смотр. выше). В 1831 году был благочинным Красноярского Вознесенского собора. 10 Апреля 1831 года перемещен в Иркутский Кафедральный собор. Был настоятелем Енисейского Спасского мужского монастыря с именем Филарета. Достойно замечания, что Архимандрит Филарет (Протоирей Фортунат) во всех городах Енисейской губернии совершал служение и носил различные должности.

Опубликовано 13 мая 1872 года.

Канский Спасский Собор. Часть 1.

Канский Спасский Собор. Часть 2.

Канский Спасский Собор. Часть 3.

Канский Спасский Собор. Часть 4.

Канский Спасский Собор. Часть 6.

903

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.