Село Анцырь. Часть 2.

До построения в деревне Анцырской каменной церкви существовала деревянная часовня в честь святого славного пророка Божьего Илии, построенная переселенцами из российских губерний и христианами из туземцев почти за сто лет до построения храма. Церковь в селе Анцыре имеет вид креста, вышиной 12 саженей, шириной 4 саж. 2 арш. и длиной 10 саженей, в связи с каменной же восьмиугольной колокольней и первоначально была покрыта тесом.

С открытием, в 1822 году, города Канска, село Анцырь из Нижнеудинского округа вошло в состав Канского округа, а с 18 июня 1820 года состояло в ведении Иланского волостного Правления. Церковь же Анцырская, до открытия в г. Канске Духовного Правления, состояла ведомстве Нижнеудинского Духовного Правления. В 1822 году из прихода Анцырского образовался отдельный приход Иланский, в состав коего отчислены деревни: Карапсельская, Иланская, Нижнеингашская, деревня же Поимская отчислена в приход Тинской открытый в том же году. В 1827 году из прихода Анцырского выделена деревня Канско-перевозная в приход Канского Спасского Собора, а в 1858 году отчислена деревня Курышинская (Комаровский). Ныне в приходе Анцырском находятся: село Анцырское 83 двора 762 души обоего пола жителей, деревни: Белоярская в 7 верстах, 92 двора 656 душ обоего пола жителей, Харлова 42 двора 287 душ обоего пола жителей и Пермякова в 20 верстах 34 двора 218 душ обоего пола жителей.

При заселении Московского тракта переселенцами из России, в каждом селении Нижнеудинского округа, по желанию набожных христиан, устраивались часовни для совершения молитвословий. Часовни эти строились помимо распоряжения епархиальной власти с дозволения только светского начальства: Таковых часовен в Анцырском приходе было четыре, в селениях Карапсельском, Иланском, Ингашевском и Поимском. В 1817 году 15 Октября о построенных, с дозволения светского начальства, часовнях состоялся указ Святейшего Синода следующего содержания: «устроенные в отдаленных от приходских церквей поселениях часовни оставить в существовании, а священникам тех церквей подтвердить, чтобы они в свободное время и в установленные церковью посты, посещали оные поселения, имели при себе запасные святые дары, исправляя в тех часовнях молитвословия, как-то: всенощные бдения, часы и молебны, удостаивали при том из прихожан своих исповеди и св. Причастия тех, которые по старости, и болезням, и малолетству и другим причинам не могут исполнять сего христианского долга при приходской церкви, причем также исправлять у них и прочие христианские требы, наставляя и утверждая их в православном вероисповедании и отвращая от всяких суеверий и расколов» (Из Указ. Нижнеудин. Духов. Правл. 31 Декабря 1817 года за № 524). Часовни эти существуют доныне, но, к сожалению, прихожане весьма мало имеют усердия к благоустроению оных, на многих часовнях виднеются полуразвалившиеся крыши, или сломавшиеся кресты. Впрочем данное Святейшим Синодом дозволение совершать в часовнях молитвословия и удостаивать прихожан исповеди и св. Причастия некоторые священники, в последнее время, простерли до того, что, за неимением теплых часовен, во святой великий пост, отправляют церковные молитвословия в жилых крестьянских домах и удостаивают прихожан св. Причастия запасными дарами, как больных и престарелых, так и здоровых, без выслушания полного священнодействия Божественной Литургии, вопреки правилам церковным.

Клеврет Иркутского губернатора Трескина земский исправник Нижнеудинского округа, Евграф Федорович Лоскутов, оставивший о себе память в народе своей неумолимой строгостью и зверскими жестокостями, распространял свою власть даже на церковные имущества и распоряжался ими самовольно. Так в 1816 году Лоскутов приказал снять колокол с Анцырской колокольни и отдать его в Иланскую часовню. Местное духовенство, через Нижнеудинское духовное правление, довело об этом до сведения Епархиального Начальства. Иркутская Духовная Консистория, с резолюции Преосвященного, сообщила в Иркутское губернское правительство «дабы оно благоволило упомянутый колокол возвратить к Анцырской церкви, а исправнику Лоскутову в не принадлежащие до него дела входить воспретить» (Указ Нижнеуд. Духов. Правл. 19 Октября 1816 г. за № 424). Но лоскутов, кроме зла, делал добро и хотел показать свое усердие к церкви Божьей. По сказанию старожилов, Лоскутов принимал деятельное участие в построении Анцырской Николаевской церкви, приказывал крестьянам заготовлять самые лучшие материалы и поставлять их на место постройки и выписал каменщиков из Енисейска. Памятником его усердия хранятся в Анцырской церкви сребропозлащенные сосуды с надписью: «1815 года Евграф Лоскутов» и дарохранительница серебряная под золотом, весом 1 ф. 55 золот., с надписью: «1815 года Октября 23 дня. Сия дарохранительница поставлена на престол при освящении вновь выстроенной церкви Иркутской Епархии Нижнеудинского уезда, Анцырской сободы во имя Святителя Николая»

В 1824 году прихожане Анцырской Николаевской церкви, через Благочинного Вознесенского Собора священника Иоанна Нарциссова испрашивали у Преосвященного Михаила, Архиепископа Иркутского благословения на построение каменной палатки и исправление ветхостей по церкви. Его Преосвященство на рапорте Благочинного изволил дать такую резолюцию: «Господь Бог да благословит предначинаемое доброе дело Анцырскими прихожанами. О чем объявить им указом через Благочинного». Палатка каменная пристроена к церковной стене с северной стороны, для помещения сторожей со входом из нее в церковь. Кроме сего церковь обнесена вокруг каменной оградой с деревянными решетками. В 1871 году ограда вновь исправлена, решетки сделаны новые и окрашены черной краской.

Все исправления по церкви и поправки к ее благоукрашению какие были предприняты прихожанами до поступления настоятелем Анцырской церкви священника Алексея Евтихеева, оказались весьма не достаточными для того, чтобы храм во внутреннем своем устройстве имел благолепный вид. Священник Алексей Евтихеев, кроме трудов не мало употребил собственного капитала для благоустройства и благолепия храма. Вскоре по поступлении в Анцырский приход о. Алексей покрыл всю церковь железом и от ворот до паперти церковной сделал большое деревянное на столбах крыльцо. Впрочем сбор денег на крышу с 1835 года чинил крестьянин села Анцырского Никита Тимофеев Окладников. Деревянный иконостас исправленный в 1821 году и вызолоченный на гульфарбу, снова потемнел и потребовал исправления. О. Алексей в 1864 году испросил разрешение у Преосвященнейшего Никодима, первого Епископа Енисейского и Красноярского вновь исправить иконостас с позолотой на полименте. Позолота должна была окончиться в лете 1865 года, о. Алексей не желал издержек. Употребив на благоукрашение иконостаса 1350 рублей, в том числе более половины собственного капитала, он с нетерпением ожидал окончания работ, но ему, по неисповедимым судьбам Божьим, не суждено было священнодействовать в благоукрашенном им храме. 13 Июля 1865 года в день погребения о. Алексея после вноса его бренных останков в церковь, возобновленный иконостас был освящен и совершена первая литургия об упокоении представшего настоятеля Анцырской церкви, столь много потрудившегося для ее длагоукрашения. По совершении Литургии о. Алексей был отпет местным благочинным Протоиреем Канского Спасского Собора Дмитрием Евтихеевым соборне со священниками: села: Большой Ури Николаем Коноваловым, села Новосел Герасимом Тарасовым, Градо-Спасского Собора Михаилом Коноваловым, села Конторки Василем Фениксовым и села Тин Илией Громовым, с диаконами Канского Собора Гавриилом Лебедовым, села Ури Ианнуарием Закоурцевым, села Ирбея Александром Нигрицким и местным Дмитрием Быстровым и погребен в церковной ограде при многочисленном стечении прихожан.

Во время своего настоятельства священник Алексей Евтихеев устроил пять серебряных под золотом риз на местные иконы, в коих весу 1 пуд 35 фунтов 72 золот., пополнил церквоную утварь покупкой лучшей работы а) сребропозлащенных сосудов в серебряной сетке филигранной работы, изображениями на финифте с принадлежностями, весом в 4 фунта 70 золотн. б) напрестольного серебряного под золотом креста, украшенного французскими стразами и каменьями, весом в 3 фунт. 5,5 золотник. в) Евангелия в лист обложенного серебряными дисками, украшенного изображением на финифте со стразами, ценой в 350 рублей и завел лучшую ризницу. Сверх этого в настоятельство его куплено два колокола, — большой весом в 106 п. 30 фунтов, стоящий 1868 р. 12,5 к. полиелейный весом в 57 пуд. 14 ф., стоящий 836 руб.

Первым священником Анцырской Николаевской церкви до освящения храма был священник Апполний Шергин, после кратковременного служения куда выбыл неизвестно. После него настоятелями Анцырской церкви были священники:

Филимон Александров Громов. Рукоположен в 1815 году из причетников в диакона и священника к Бирюсинской Николаевской церкви Нижнеудинского (ныне Канского) округа; отсюда в 1818 году перемещен к Анцырской Николаевской церкви; из села Анцырского перемещен в село Илань к Сретенской церкви 1822 года.

Никифор Стефанович Сотников, обучался в низшем отделении Иркутской Семинарии. С 10 Сентября 1808 года был дьячком при Градо-Иркутской Воскресенской церкви. 11 Июня 1816 года во диакона и 1817 года 11 Февраля во священника рукоположен Михаилом, Епископом Иркутским и Нерчинским в Иркутский Вознесенский монастырь. 1821 года перемещен ко вновь построенной Алзамайской Иннокентьевской церкви; отсюда в 1822 году перемещен к Анцырской Николаевской церкви, где скончался 1832 году и погребен в церковной ограде. О нем сохраняется воспоминание у прихожан, как о пастыре ревностном и благочестивой жизни. После его смерти с 11 по 25 Марта 1833 года приход Анцырский состоял в заведывании Канского Спасского Собора священника Иоанна Коновалова.

Михаил Семенов Закоурцев. В школах не обучался. 1814 года 23 Марта по указу Тобольской Духовной Консистории определен дьячком к Ирбейской Спасской церкви, и 24 Июля 1818 года посвящен в стихаря. 1824 года 4 Октября рукоположен в диакона к той же Ирбейской церкви. 1833 года 15 марта Преосвященным Мелетием, Архиепископом Иркутским рукоположен во священника к сей же церкви. Скончался 17 Августа 1841 года и погребен в церковной ограде. Дети его: Ианнурий, по увольнении из высшего отделения Иркутской Духовной Семинарии был дьячком при сей церкви, потом диаконом Канского округа, при Уринской Троицкой церкви, ныне священник Енисейского округа села Кежемского Спасской церкви, и Дмитрий студент той же семинарии 1848 года, бывший Туруханского Преображенского собора протоирей, ныне состоит на священнической вакансии при Верхоподгородней церкви Енисейского округа.

Петр Трофимов Квасницкий, уроженец Киевской губернии. Обучался в Киевской Духовной Семинарии до философского класса. В 1831 году посвящен в стихаря Преосвященным Кириллом, викарием Киевской митрополии, и определен причетником Киевского уезда в село Пашковку. 1834 года Высокопреосвященным Евгением, Митрополитом Киевским рукоположен в диакона того же уезда в село Новосельское к Архангельской церкви. В 1838 году принят в Тобольскую епархию и рукоположен Преосвященным Агапитом, первым Епископом Томским в священника к Иланской Сретенской церкви и в том же году, якобы по скудости доходов, перемещен к Заводской Знаменской церкви, от которой вскоре перемещен к сей церкви. Ныне состоит за штатом.

Алексей Стефанович Евтихиев. 9 Сентября 1842 года, по прошению, перемещен к сей церкви из Канского Спасского Собора с награждением набедренником. Имел награды: скуфью и Крест наперсный бронзовый за войну 1853-56 годов. Скончался 10 Июля 1865 года на 79 году от рождения.

Иоанн Алексеев Покровский с Сентября 1865 года состоит при сей церкви. Воспитанник Томской Духовной Семинарии, перемещен из села Гляден Красноярского округа.

В 1821 году преосвященным Михаилом, Епископом Иркутским, Нерчинским и Якутским рукоположен к Анцырской Николаевской церкви первым диаконом сын священника сей церкви Федора Сотникова Стефан, служивший при отце пономарем. Сей диакон на вызов в 1822 году Иркутского Епархиального Начальства – не пожелает ли кто из священников и диаконов Иркутской епархии поступить священником на остров Уналашку ко вновь предположенной по нужде христиан устроится на острове в церкви из готовой часовни, дал отзыв, что он хотя не изъявляет решительного желания, однако, отдается на волю и благораспоряжение своего Архипастыря. Преосвященный получив такой отзыв, рад был отправить диакона Стефана на сие Апостольское дело и от 27 Января 1823 года через Нижнеудинского Протоирея Александра Нарцыссова объявил диакону Сотникову, чтобы он немедленно, распорядясь своим достоянием Анцырским, явился в Иркутск к Его Преосвященству, где все готово к отправке его в славный путь, и при этом Владыка утешал его – «пусть предаст всего себя в волю Божью и покровительству Начальства, он ничего не потеряет под покровом небесного звания». Но диакон Стефан упрашиваемый родными и женой, запуганный опасностями плавания по морям и поездками по непроходимым пустыням поколебался в своем намерении и отказался от поездки в Америку. Уклонившись от чести Апостольского звания и отказавшись от поездки диакон Стефан, быть может, мнил, что избавился от опасности потопнуть в море, но инаков был суд Божий – утонул в реке. Летом того же года диакон Стефан со священником и причетником Александром Громовым отправились в деревню Пермякову, в 9 пятницу по Пасхе, по случаю сельского праздника. Напротив д. Пермяковой на левом берегу реки Кана находится д. Терская, в которой также празднуется этот день; диакон Сотников с причетником Громовым переплыли на лодке в Терскую благополучно, но на обратном пути в Пермякову лодка среди Кана была опрокинута ветром и диакон Стефан один утонул. Столь неотрадная кончина диакона Стефана совершилась не без указания свыше и не есть только простой случай. Тело его, чрезвычайно обезображенное, найдено по прошествии двух лет и родные могли признать его лишь по кресту сохранившемуся на шее и обшлагу полукафтана на руке.

Спасского Собора Протоирей Дмитрий Евтихеев.

2 Сентября 1872 г.

г. Канск

Опубликовано 30 сентября 1872 года.

Село Анцырь. Часть 1.

928

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.