Церкви Илимского ведомства. Часть 3.

К Илимском ведомству принадлежала и братская пустынь, об основании которой и о скудный средствах ее существования мы уже не однократно говорили. Тем более она не оставлена Владыкой без особенного внимания, а может быть, и по тайному предчувствию, что в ней назначено ему место вечного успокоения. Удалив показавшегося ему недеятельным прежднего строителя пустыни монаха Михея, Преосвященный заменил его монахом из Иркутского Вознесенского монастыря Арсением, которому поставлял в обязанность: иметь рачение о просвещении близ живущих иноверцев, снабдевать их по возможности, и защищать от поборов ясака; устроить радетельно мельницу, приобретать пустопорожние земли; бродяг и безпашпортных не принимать; скота и домашних птиц размножать; владчикам лежать не давать, и вперед таковых не принимать, которые ради укрывательства от труда, кладут вклады, и не ради душевного спасения, душевного и вечного воздания. Сверх сего деловому диакону Братско-острожней церкви Алексею Шангину (который вскоре за ним удостоен священнического сана и определен на служение в Иркутский Богоявленский Собор)Владыка сделал особенное поручение всех новокрещенных Бурятских детей взять в Братский монастырь для поучения. Для исправления же церковных служб и мирских треб послан иеромонах Вознесенского монастыря Адриан с монахом Иосифом, которым велено было довольствовать от монастыря пищей и одеждой, и на Адриана возлагалось обучать при обители детей новокрещенных, но ему было воспрещено вмешиваться в дела монастырского управления, подлежащие ведению монаха строителя. Это было в 1731 и 1735 годах.

Упомянув о предостережении Владыки против тунеядцев вкладчиков, записывающихся в монастыри не для спасения души, а во избежание труда, кстати прибавив, что сообразно своему на вкладчиков взгляду, Преосвященный к форме акта, каковым они закрепили себя за монастырями сделал примечательное дополнение. Для образца берем следующую вкладную запись:

«Божией милостью Бога Отца, сотворшаго небо и землю и от небытия в бытие вся преведшаго, и неизреченным смотрением и снисхождением к человеком Бога Сына и содействием Бога Духа Всесвятого, в трех Ипостасях Единого Божества, при бытии власти, при всечестнем отце архимандрите Мисаиле, при строителе иеромонахе Тихоне, при иеромонахе Симеоне, при иеродиаконе Данииле, при казначеях при монахе Пахомие да при бельце Иване Шишабарове, при подкеларщике монахе Иринархе и при прочих всей Богом собранной братии и при слугах и вкладчиках, сего 1736 году Генваря 1 дня во святую обитель и Богом спасаемую ограду, иже на Селенге в Троицкий монастырь, желая себе небесного царствия и будущих благ восприятия, гулящей человек, рождением Яренчанин, Сойского Симеона монастыря вкладчиков сын, Василей Карпов сын Козлов, по вере своей и обещанию дал за себя во вклад денег двадцать рублев, которые у него Козлова в монастырскую казну приняты, и зачтены за него в рядовой вклад. И как время ему Василию приснеет, егда Господь Бог пошлет по душу его святые свои милостивые ангелы, и представится на вечный покой, и нам того Василия во оном Троицком монастыре при церкви Божии написать имя его в лиийник и в синодик в вечное поминовение, и поминать как и прочих вкладчиков. А сия вкладная дана ему Василию Козлову для ведома вперед будущим властем и Братии. К сей Вкладной казенная печать приложена. Вкладную писал по благословению всечестного отца архимандрита Мисаила и строителя иеромонаха Тихона с братией вышеописаннаго году и числа тогож монастыря казенный писчик».

Епископ Иннокентий прибавил:

«И бывши ему в том монастыре житие иметь постоянное и трезвое, несварливое, к начальнику и прочим начальным. Кому будет приказано послушание беспрекословное, и труды монастырские и пользе монастырской и всему братству и себе самим, по наряду иметь по силе своей нелепостыне, якоже и прочая его братия вкладчики. Напротив же того нам ему имя рек, смотря по его трудам и состоянию, давать и платное награждение сопротив прочих вкладчиков, которые к каком звании трудятся; пищу же и питие иметь в обществе в Келарской, по обычаю, якоже и иные его братия вкладчики, и ни о чем понапрасну не роптать якоже на начальника, тако и на прочих, и со своей братией не ссориться, но жить во всяком благочинии и добронравии по силе духовного регламента. Погрести по обычаю Святые Восточные церкве и по правилом Святых Апостол и Богоносных Отец».

У места сказать и о том, что Епископ Иннокентий Неронович вообще не терпел ханжества и тунеядства. Относительно первого н делывал даже запросы настоятелям монастырей, нет ли ханжей среди братства, а в отвращение последнего вот его настояние перед Иркуской Провинциальной канцелярией от 3 Мая 1735 года:

«В Духовном регламенте в части третьей о должности самих управителей во втором надесять пункте напечатано: о подаянии милостыни должно Коллегиум Духовное сочинить наставление. Ибо в сем не мало погрешаем, многие бездельники при совершенном здравии за леность свою пускаются на прошение милостыни и по миру ходят безстудно, инния же в Богадельни вселяются посулами у старост, что есть Богопротивное и всему Отечеству вредное. Повелевает нам Бог от пота лица нашего, си есть, от промыслов праведных и различных трудов ясти хлеб, и делать доброе не только для собственного пропитания, но еще, чтоб имели мы что подавать и требующим, си есть, убогим, и запрещает Бог, да праздный человек ниже ясть, и аще кто снабдевает оных и той есть, яко помощник и участник онаго же греха, и что либо на таковую суетную милостыню иждевает, все то вотице ему, и не в пользу духовную, но из таковой дурной милостыни еще и отечеству великий вред деется. От сего бо впервых скудость, и дорог бывает хлеб. Разсуди всяк благоразумный, сколько тысящ в России обретается ленивых таковых прошаков, толико ж тысящ не делают хлеба и потому нет от них приходу хлебного: а обаче нахальством и лукавым смирением чуждые труды поядают, и потому великий хлеба расход вотще. Хватать бы таковых всюду, и к делам общим приставлять. Да от тех же прошаков деется убогим истинная обида. Ибо сколько оным подается, только прямым убогим отъемлется. А еще бездельники оные, понеже здравые суть, скоро до милостыни прибегают: когда неможные нищие остаются, иные же полумертвы почитай на улицах лежат, и при своей болезни и гладом истаевают; суть же и таковые, что дневной пищи лишаемы, просити стыдятся. Аще кто истинную имеет утробу милосердия, сия разсудив, не может не желать от сердца, чтоб было таковому безчини доброе исправление».

«Сие мы разсудив регламентное определение, и видя, яко оное во граде Иркустку и в прочих тоя провинции городех есть во исполнении пренебрегаемо и неисполняемо, и таких нахальных прошаков не ловят, которые, как видно, что множество таковых здравых есть, а оне отнюдь работать ленятся, но токмо в мире безвременно волочатся и бродят, прося милостыни, от чего за пренебрежение да не спросится на мне опос несмотрение. А понеже у Нас тому смотрению быть не возможно, а надлежит то смотрение иметь от Иркутской Провинциальной Канцелярии, или тое приказать смотреть Полицимейстерской канцелярии, того для Иркутская Провинциальная канцелярия да благоволит таковое нахальных прошаков брождение, по вышепоказанному рагламентному правилу унять и весьма искоренить, истинно нищим и самим о себе пищи не могущим промыслить, велеть жить в богадельнях, мужского полу в мужских, а женского в женских, а по улицам, распутиям и при церквах волочиться невелеть, и о том бы Полицимейстерской канцелярии и денщикам приказать смотрение жестокое иметь под наказанем и штрафом, и аще кто из тех бездельных прошаков где как явится и приведен будет, чтоб таковым чинить наказание подпиской по указам». (На днях пришли в мой дом за подаянием две девушки от 10 до 11 лет, довольно опрятной наружности. На сделанное им предложение поступить в прислугу, бесхитростно отвечали: мы бы рады, да мама не отпускает (отца у нас нет), а велит собирать по миру деньги и покупает вино. Ред.).

Обозрев сколько дозволили сохранившиеся факты, церкви Иимского Ведомства, не лишним считаем приложить таблицу, сколько в этом ведомстве было в рассматриваемое время православных, сколько церквей, и сколько с церквей сего Ведомства поступало на содержание епархии в год денег:

Число дворовЧисло душпо
окладу (руб)
вновь по
окладу (руб)
В городе Илимске Спасская церковь859428,70 1,80
В Илимском остроге Богоявленская19521274,41
В Тутурской слободе Николаевская64721
В Орленской Спасская899703,76
В Усть-Кутском остроге Спасская84
7983,93
В Киренском Спасская17726358,56
В Чечуйском Воскресенская727403,50
В Сполошенском Спасская8995633,50
В Тушамской слободе Покровская10712574,56
В Карапчанском остроге Николаевская426860,603,15
В Кежемской слободе Спасская425313,30
В Кежемском погосте Николаевская8368422,25
В Братском остроге Богоявленская9799122,25
В Окинской деревне Ильинская958192,60
В Шамановском погосте Архангельская393551,10
В Барлукской слободе Успенская657022,60
В Устьудинском погосте Богоявленская12011212,102,025
В Яндинском остроге Преображенская445721,331,075
В Новоудинской слободе Покровская1027651,252,35
Итого17011837062,5519,40

Опубликовано 8 июля 1867 года.

Церкви Илимского ведомства. Часть 1.

Церкви Илимского ведомства. Часть 2.

808

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.