Село Тутура, верхоленского округа. 1883 год.

Здешнее селение находится в стороне от деревни Жигаловой, стоящей на почтовом тракте, в 7 верстах. Тутура по одну сторону имеет реку Лену, с другой Тутуру, впадающую в Лену. Расположено это селение между гор, на низком и довольно красивом месте. Верст на 5-6 вверх по течению р. Тутуры и Лены находятся луга и пашни; вниз по течению, на другой стороне Лены, против селения, возвышается хребет, через который проходит почтовый тракт; далее, верстах 2-ух, на берегу Лены, стоит селение Кузнецовское. С. Тутура состоит, почти из 100 дворов; население – крестьяне, занимаются хлебопашеством и отбыванием почтовой гоньбы. Огородничество в этом селении развито слабо и малой поддержкой служит для продовольствия. Вверх по течению р. Тутуры, в 2-ух верстах от селения Тутурского, расположено сел. Наумовское, состоящее из 7 дворов, в 10 верстах – сел. Ехимовское из 30 дворов, в 20 вер – Греховское из 15 дворов и в верстах 30 сел. Чиканское из 100 дворов. Жители этих селений крестьяне, а в последнем и тунгусы, мало занимаются хлебопашеством и огородничеством, а преимущественно охотой, в особенности последних двух селений. Зажиточных между ними незакабаленных кулаками найдется не более 2-3 домов, а остальных можно считать крепостными кулаков.

Вся добыча бедных жителей названных селений закупается кулаками чуть ли не за два года вперед, по ценам, какие заблагорассудится дать. Деньгами кулаки своим продавцам дают очень редко; для этого у них находятся предметы первой необходимости: саек, сахарок, мыльцо, соль, даба на рубашки, сапоги, чарки и т.п., а в неурожайный год, и хлебец. Словом мужику «в нужде помогают» добрые люди. Одно плохо: должники не могут никак выбиться из долгов, — «век свой в долгу». Кроме охоты, крестьянам мог бы служить поддержкой заработок за постройку барок, паузков и карбазов, но и это дельцо в руках тех же кулаков: всегда бывает «вперед задавано шильцом да мыльцом», и, без сомнения, все втридорога. Как на самую естественную и уже необманчивую для крестьянина поддержку можно указать на почтовую гоньбу, отбыванием которой занимаются крестьяне всех селений почти без исключения. Плата за гоньбу крестьянину должна бы приходиться на руки, и он уже деньги употребить, куда ему действительно нужно. Счастье крестьянину, а кулаку несчастье, если плата эта выходит к тому времени, когда крестьянин, помимо своих обирал, имеет возможность купить себе чаишко, сахаришко и проч. во время весенней ярмарки, на паузках. Если же «ямщина» получается после окончания ярмарки, то у крестьянина на покупки денег не хватает: от берет в долг, а затем уж и поговаривает: «век свой в долгу».

Причиной здешней бедности и закабаления служат более всего неурожаи хлебов, продолжающиеся по три года сряду, а хлеб частью замерзает, а частью гибнет от кобылки. В минувшем лете, говорят, эта последняя была заметна в немногих местах и в небольшом количестве, что приписывается дождливому лету. Сена до этого года были также чрезвычайно плохи, а от этого многие лишились необходимого скота. Словом, бедность, существовавшая и ранее между крестьянами этих захолустных селений, большую часть своей жизни проводящих в лесной глуши и поэтому получивших справедливое название «дикарей», в последние годы сильно увеличилась. А в довершение всего:

«всю жизнь барыш стяжая,

К бедным братьям глух и слеп

Ждет торгаш неурожая,

Нагрузил в амбары хлеб.

И проходит год бесславный,

Голод пахарям грозит,

И торгаш наш православный,

Слава Богу, говорит»…

Земляк.

Опубликовано 12 ноября 1883 года.

398

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.