Поездка Парфения Архиепископа Иркутского в Тункинский край в месяце июле 1871 год. Часть 1.

8-го июля 1871 года., отслуживши в кафедральном соборе Божественную литургию, Высокопреосвященнейший архиепископ Парфений отправился из Иркутска в тункинский край в 4 часа пополудни. В 10 часов вечера на станции Мотах был встречен тункинским заседателем, который сопровождал его до Тунки. Поездка продолжалась вовсю ночь до Култука, куда прибыли утром 9 числа. Култук (по-русски угол, откуда нет выхода) деревня (ныне Култук село), лежащая между гор на берегу Байкала. Местоположение деревни можно назвать углом (култуком) как потому, что горы, окружая эту местность, образуют из нее угол, так и потому, что здесь Байкал заканчивается и упирается в горы тупым углом или заливом.

Жители Култука промышляют главным образом рыбной ловлей и отчасти сплавом леса в Иркутск по Байкалу и Ангаре и звероловством. Говорят, что само основание деревни положено пришедшими сюда рыбаками.

На пути от Култука в Тунку в 6-7 верстах встречаются гряды громадных гор, называемые байкальскими, култукскими и быстринскими, когда-то появившиеся здесь и лежащие в разных направлениях. Те же горы отделяют тункинский от Саяна, принадлежащей к забайкальской области и лежащей на юго-восток от Тунки. На запад тункинский край граничит тункинскими горами, составляющими отроги саянских гор. Разделяясь на две половины, горы эти окружают тункинский край и более и более суживаются по направлению к юго-западу и образуют так называемую Оку, или линию пограничных караулов между Россией Монголией. В своем протяжении, по рекам и урочищам горы называются зонмуринскими, ургудейскими, хорбятскими и зангисанскими гольцами. Так как высокие горы со всех сторон окружают тункинский край, то некоторые справедливо это край сравнивают с мешком.

По выезде из Иркутска, путники пробираются по горам и между ними по узкой дороге, вверх и вдоль реки Иркута, который своими извилинами, то выступает пред путником, то скрывается между горами. Около 50 верст продолжается переезд через эти горы; среди гор и леса стоит станция Быстренка, называемая от реки Быстрой, имеющей три рукава. Переезжают ее через два моста и в брод. Переваливши означенные горы, мы увидели открытую местность. Горы стали раздвигаться. Через два часа приехали в степную думу. Здесь встретил Его Высокопреосвященство гужирский миссионер, священник Иоанн Косыгин. Село Гужир отстоит от думы в 12 или 10 верстах. Здесь же первый миссионерский стан. Его Преосвященство, провожаемы миссионером, прибыл туда около 7 часов вечера и отправился в церковь. Она каменная, двухэтажная, построена в 1866 г. Верхний этаж с тремя престолами. Помолившись в храме, святитель, в сопровождении священника Косыгина и заседателя, продолжал путь. Переправившись через речку Углой, путники поднялись на так называемую Бычью гору и через несколько времени переехали гору Шаманскую.

Бычья гора получила название от следующего мифического предания бурят-язычников. Буханоин – бык-пороз шел из Китая, чтобы встретиться в быком-порозом, шедшим со строны Иркутска, и сразиться с ним, и кто кого победит, тому получить и всю власть над страной. Но не встретились они, разошлись в разные стороны и возвратились обратно. Шедший со стороны Иркутска на возвратном пути, перейдя через бычью гору, окаменел, за Гужиром по левую сторону против степной думы в гольцах саянских гор. Место, где Буханоин (бык-пороз) окаменел, называется по-монгольски Сагаугунь Сардек (белая гора). Шедший же из Китая или из монгольской стороны, не встретив своего противника, возвратился тоже через Бычью гору и не дошедши до Монголии, окаменел в гольцах Бухо-хардэк (пороз гора). Это народное предание можно объяснить так. Народы из Монголии и Китая переходили через тарские гольцы, подвигались постоянно вперед, ища места, где лучше жить и имея в виду отодвинуть другие народности, чтобы одним властвовать над местностями. С другой стороны, русские жители, подвигаясь со стороны Иркутска, постепенно занимали местности и остановились на границе Монголии. Впрочем, сказание о двух быках-порозах не всеобщее в Тунке и, вероятно, принадлежит к позднейшему времени, когда русские пришельцы стали овладевать здешней страной. Более древнее и всеобщее мифологическое сказание относится к одному Буханоину (быку-порозу), который вышел из Китая перешел через ургудайские гольцы, прошел Тунку, Шаманскую и Бычью гору и через Гужир, и окаменел в гольцах саянских гор, называемых Буханоином. Буряты-язычники чтут это место, и в известные времена собираются для шаманства и жертвоприношений в тамошний кумирне (Вулхун), стоящей на холме (кузькин аршан). Со словом Буханоин буряты соединяют понятие о земном боге, который покровительствует скотоводству, хлебному урожаю, произрастанию травы, рождению и здоровью детей. Около 1850 г. приходил на гору Буханоин хубилхан (перерожденец) и говорил бурятам, что на этом месте живет великий дух. На этом-то холме Его Преосвященство в одно из посещений прежних лет поставил крест вдали от кумирни, в память крещения им недалеко от того места бурят.

В 11 часов вечера Его Высокопреосвященство прибыл в село Тунку и остановился у одного благотворителя миссии. Село Тунка лежит над Иркутом, разбросано на большое пространство и служит центром, куда собираются для торговли буряты, живущие по окрестным юртам. В Тунке две древние приходские церкви – Покровская и Николаевская; здесь живет казачий командир и заседатель. Тункинский край с древних времен обращал на себя внимание иркутских архипастырей и видах распространения христианства. Но обращения в святую веру в прежние времена, исключая 1857 г., были отрывочны и частные, а не постоянными. Со времени прибытия Его Высокопреосвященства на иркутскую паству, он обратил особое внимание на этот край. Не смотря на влияние ламства, на скудость миссионеров и миссионерских храмов и на другие невыгодные обстоятельства, во время его поездок в Тунку, просвещено было св. крещением в 1865 г. 340 душ; в 1866 г. 430 душ; в 1867 г. 393 души; в 1869 г. 45 душ. Продолжались обращения в 1869 и в 1870 г. Вообще вера христианская распространяется в Тунке заметно. Но есть еще гнездо, где ламство и идолослужение приютилось, и откуда оно имеет влияние на бурят, даже крещенных, — это тункинский дацан и принадлежащие к нему ламы, особенно ламы сверхштатные и приезжающие из заграницы.

Опубликовано 15 декабря 1884 года.

Поездка Парфения Архиепископа Иркутского в Тункинский край в месяце июле 1871 год. Часть 2.

Поездка Парфения Архиепископа Иркутского в Тункинский край в месяце июле 1871 год. Часть 3.

Поездка Парфения Архиепископа Иркутского в Тункинский край в месяце июле 1871 год. Часть 4.

Поездка Парфения Архиепископа Иркутского в Тункинский край в месяце июле 1871 год. Часть 5.

656

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.