Освящение вновь выстроенной миссионерской церкви, в Койморовских улусах, Тункинского Ведомства.

Тункинский край сыздавна обращает на себя внимание Иркутских Архипастырей и в особенности Высокопреосвященнейшего Архиепископа Парфения, который ежегодно посещает в Тункинском крае не только ближайшие Бурятские стойбища, но и в самых отдаленных от Тунки местах юрты, расположенные среди болот (в болотистых местах у Бурят находятся только зимники, в которых, они живут с Сентября до половины Мая, а потому и проезд в эти места возможен только в это время), около Саянского хребта, не смотря на все трудности и опасности с каковыми сопряжен проезд к ним по вязкой, или коренистой дороге, на верховой лошади. А потому Тункинские жители, не исключая и Бурят, каждогодно обыкли ожидать к себе Архипастыря с Евангельской проповедью. Но особенно не терпеливое ожидание Высокопреосвященнейшего Парфения было в нынешнюю осень, по окончании полевых работ, для освящении церкви, во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы, выстроенной на холме, в центре Кайморовских улусов.

Церковь освящена во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы по той причине, что Буряты крещенные и даже некрещеные чтут означенный день и, еще до построения храма, на день Благовещенья Пресвятой Богородицы они во множестве стекались из разных мест к Кунхинскому целительному ключу вытекающему из под холма, на котором выстроена церковь, и в этом ключе Буряты накануне и в ночь Благовещенья купались и пили воду, бессознательно исполняя предречение Приснодевы Марии: отнынь ублажат Мя вси роды. Лук. 1, 48.

Архипастырь прибыл в Койморы 21 Сентября, в 4 часа по полудни, и остановился в доме принадлежащем вновь выстроенной церкви. В 6-ть часов пополудни, в новоустроенном храме, началось всенощное бдение, в присутствии Архипастыря и многочисленного собрания молящихся. Но гораздо больше стечение народа русских и бурят было назавтра в день освящения храма, чему весьма благоприятствовала ясная и теплая погода.

В Воскресенье 22 Сентября, в восемь часов утра Высокопреосвященный Парфений сам изволил совершить малое освящение воды в часовне, устроенной на самом целительном ключе, в десяти саженях от храма. Вода в этом ключе, по разложении в иркутской врачебной управе, оказалась содовая с серой. Пониже часовни, во имя живоносного источника Пресв. Богородицы построена купальня в которую вода течет уже из под часовни по желобу. За освящением воды последовало освящение Храма и Божественная Литургия, которую совершал Высокопреосвященнейший Парфений в сослужении священников: Николая Никольского, приходского Павла Грозина, Николая Соловарова и Александра Мурашева, исправл. д. протодиакона Федора Попова, диаконов: Федора Казанцева и Асигкрита Кокоулина. Во время Литургии, с благословения Архипастыря приходским священником Тункинской Покровской церкви сказано пучение на разговорном Бурятском наречии, так как между молящимися во храме, и стоявшими около вынутых окон храма (для освежения воздуха от большого стечения народа и для слушанья Бож. службы не вместившихся в сам храм), было много Бурят крещенных и некрещеных, да и сами жители окрестных селений Русские в большинстве знают разговорный Бурятский язык. В поучении, на слова псалмоцевца Давида: помыслих дни первыя, и поучения (Псал. 76, 6), при положении начала христианству у Бурят, воспомянуты первые дни христианства Православной Руси при святом равноапостольном Князе Владимире. По литургии отслужен молебен Господу Богу. При выходе Архипастыря из храма до самой квартиры народ, без различия вер, наперерыв стремился принять от него святительское благословение. У крыльца квартиры Высокопреосвященнейшему поднесены были хлеб-соль. От избытка усердия на хлебе устроена была храминка, в коей изображено Благовестие Архангельское. Богоматерь стоит на молитве, пред Нею предстоящий Архангел с древесной ветвью, а над Богоматерью изображен в сиянии Святой Дух в виде голубя; наверху по четырем углам храминки укреплены кресты, в средине столбик, на коем поставлена солонка с солью. Благословив поднесенные хлеб-соль, Архипастырь изволил благословить и трапезу, приготовленную для нескольких сотен бурят при подошве холма, на возвышенном месте, под открытым небом. Потом Владыка обратился сначала к сидящим (на земле, сложа под себя ноги, по своему национальному обычаю) за трапезой по правую сторону и сам изволил прочитать молитву Господню, осеняя себя крестным знамением, чему следуя и сидящие за трапезой буряты ограждали себя крестным знамением. Тоже самое сделано Архипастырем и для сидевших за трапезой по левую сторону. Пред началом сего национального обеда один их инородческих начальников, хорошо говорящих по-русски, подошел к Архипастырю и сказал: «Ваше Высокопреосвященство! Койморские инородцы в знак благодарности за построение среди их улусов церкви, желают пожертвовать необходимый лес для священнического дома с необходимыми службами при сей Коймаровской Благовещенской церкви. Архипастырь изъявил искреннюю благодарность. И сказанное на словах инородцы написали 25 Сентября на бумаге и приговорили: ныне осенью нарубить необходимый лес для священнического дома, а зимой вывезти. Кроме сего инородцы отвели под усадьбу земли в длину сто сажень, а в длину двадцать, выбрали для новой церкви из среды себя крещенного инородца в церковные старосты, и для охранения церкви двух сторожей.

По благословению Бурятской трапезы Владыка сам изволил пить чай в квартире около храма. После чая Архипастырь снова вышел к бывшим на холме около церкви Бурятам крещенным и некрещеным, беседовал с ними о христианской Вере, заставлял некоторых полагать на себя крестное знамение, неправильно крестящихся поправлял, награждал крестиками, и не воспретил Бурятам звонить в колокола, не смотря на их неумение в этом. После сего Архипастырю и прочим посетителям предложен был обед, после которого Он в сопровождении священников, участкового Заседателя, инородческих властей и многих из инородцев, побывал на одном возвышенном холме, отстоящем от нового храма в расстоянии одной версты; здесь Архипастырь указал новое место для построения Часовни, и около получаса поучал окружавших его, за тем сошел с холма сопровождаемый народом. Смотря на это, припоминалась нагорная проповедь Спасителя, когда Он сошел с горы, за Ним последовало множество народа. Мф. VIII, 1. По возвращении с холма Архипастырь в 6-ть часов пополудни благословил бывший около нового храма народ, отправился из Коймор в Тунку. Откуда до 26-го числа Сентября путешествовал по Бурятским улусам С Евангельской проповедью. В 26 день Сентября Высокопреосвященнейший Парфений отбыл из Тунки, сопровождаемый народом до полевых ворот.

Тункинское село. Священник Павел Громов, 28 Сентября 1868 года.

Опубликовано 30 ноября 1868 года.

427

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.