Джордж Кенан на Гусином озере.

В один светлый осенний день Кеннан и Фрост выехали из Иркутска на перекладной, о которой Кенан отзывается, что «нигде в других местах не существует более раздражающего, более колотящего тело и разбивающего голову способа передвижения». С Лиственничной уже оканчивается цивилизованный способ спанья, и путешественники начали спать, не раздеваясь. С Боярской начались обычные мучения путешествующих по этой части Сибири: грязные, тесные и холодные станции, отсутствие лошадей, но за то страшное обилие клопов и блох, тревожный сон ночью, поминутно прерываемый появлением проезжающих и почт.

Вследствие многочисленных дорожных неудобств и мелких неприятностей долина Селенги между Верхнеудинском и Ильинским не показалась путешественникам столь прекрасной, какова она в действительности. Из Селенгинска до Гусинного озера, местопребывания хамба-ламы, путешественников сопровождал некто Хинуев-Мунко, бурят, нечто в роде урядника (chief ofpolice); этот представитель администрации, большой любитель водки, «сумасшедших капель», по его выражению, очень комично старался показать нашим путешественникам свою власть над встречными бурятами. Приблизившись к монастырю, Хинуев, выкупался в озере, стал трезв и серьезен и начал убедительно просить путешественников относится к старшему ламе с должным почтением. Перед монастырем Хинуев спросил, как их называть по чину, что для них равнялось вопросу: «как вас гальванизировать?» или «как вас электризовать?». Наконец кое-как объяснились. Хинуев был окончательно поражен, когда узнал, что иностранцы не имели ни чинов, ни титулов, не состояли на службе, не были богаты и путешествовали для собственного удовольствия: как представить великому ламе таких ничтожных персон? «Ну, говорите, что хотите, а только я переведу великому ламе, что вы высокие чиновники, депутаты, если не посланники великого американского государства», решил Хинуев. По мере приближения к монастырю, Хинуев становился все серьезнее и почтительнее к двум посланникам великого американского государства. Со всеми признаками глубокого уважения он высадил и ввел их в жилище великого ламы. Приемная зала, довольно обширная комната, была украшена коврами сибирской работы и низкими диванами, покрытыми шелковой материей; в зале находилось несколько столов и стульев. На стенах висели изображения буддийских святых, виды буддийских монастырей, яркие хромолитографии государей Александра II и Александра III и фотография императора Вильгельма. Все присутствовавшие здесь ламы говорили так тихо, как будто от каждого громкого слова могло произойти какое-нибудь великое несчастье. После получасового ожидания появился великий лама, которого наши путешественники приветствовали самым почтительным образом. Описав причудливый костюм великого ламы, Кенан прибавляет: «общее впечатление от желтой мантии и шляпы, темно-синих отворотов, красного шарфа и фиолетовой сумки было необыкновенно блестяще и поразительно». Сам хамба-лама, северного монгольского типа лица, казался человеком с некоторым воспитанием и со знанием света. Хинуев рассказал блестяще вымышленную историю о путешественниках. После чая, сервированного по-русски, хамба- лама сказал, что прикажет совершить богослужение в благодарность богам за то, что они удостоили его лицезреть столь почтенных особ; при этом он извинился, что сам он, по случаю недавней болезни, не может его совершать. Внутренние украшения храма произвели на Кеннана большое впечатление: они были богаты и разнообразны по цвету и форме. «Зрелище при начале богослужения, говорит он, было гораздо более оригинально и поразительно, чем я ожидал. Какой-то особенный мрак храма, высокие желтые седалища главных духовных лиц, богатство и обилие украшений, колоссальные барабаны, гигантские трубы, тесная толпа учеников и послушников в черных одеждах на одном конце храма, две блестящих линии оранжевых и малиновых лам на другом, дополнявшая картину оригинальная и грубая пышность, — превосходили все в этом роде, что я когда либо видел». Молебствие сопровождалось музыкой, закончившейся таким оркестровым charivari, от которого стены Иерихона свободно могли бы упасть и без сверхъестественного вмешательства. Затем путешественники осматривали кумирню, множество бурханов, библиотеку китайских и монгольских книг, которые с первого раза очень трудно принять за книги: «это были прямоугольные листы тонкой китайской бумаги 12 или 14 дюймов в длину и около 4 в ширину, вложенные вместе между двумя тонкими дощечками из дерева или картона и обвязанные накрест простыми шелковыми шнурками или полосками ярко окрашенного полотна. Эти книги немного напоминали широкие, хорошо уложенные связки билетов, перевязанные шнурками из ярких лент». Их прочих достопримечательностей путешественники видели белого слона, который «был искусно исполнен из твердого дерева каким-нибудь монгольским или бурятским ламой, выкрашен затем в белый цвет, облечен в соответствующие украшения и поставлен на 4 невысоких колеса». Вслед за тем путешественников пригласили видеть «танец бурханов» — лам, надевших костюмы и маски разных монгольских божеств. Костюмы их были очень сложны и богаты: «малиновый, ярко-красный, синий и оранжевый шелк, сатин различных цветов, яркоокрашенные шнурки, кисточки и бахромки, колесообразные серебряные брошки, старательно украшенные фестонами из белых бисерных нитей, бесконечно-разнообразные золотые и серебряные украшения, которые искривились и сияли на солнце когда танцующие делали пируэты и скачки взад и вперед в такт под мирные удары цимбал и больших барабанов». Во время обеда выяснилось за разговором, что великий лама не знал о существовании Америки и не имел никакого понятия о шарообразности земли. Астрономический разговор о шаровидности земли, по-видимому убедил хамба-ламу. При этом Кенан вспомнил, что в 1828 году путешественник Эрман имел подобный же разговор с тогдашним ламой, так что нет ничего невероятного, что и еще через 60 лет на Гусином озере будут вестись подобные же прения. В 5 ч. пополудни путешественники оставили гостеприимную обитель Хамбы-ламы.

П.Г.

Опубликовано 1 октября 1889 года.

524

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.