Поездка Преосвященного Вениамина за Байкал, с 24 Января по 6 февраля 1876 г. Часть 3.

28 января переезд предстоял на полтораста верст, сверх того на пути нужно было посетить три православные церкви и одну единоверческую и поспеть в село Кудару ко всенощному бдению. До села Узкого луга преосвященного сопровождал миссионер священник Сизой, под наблюдением которого здесь только, что отстроена была церковь. Владыка осмотрел новую церковь, расспросил, сколько жителей находится в этом селении и ближайших к нему и на каком расстоянии находится эта церковь от приходской, благословил общественникам, согласно их желанию, представить приговор об открытии у них особого прихода. Священнику Сизому благословил заняться надзором за постройкой еще церкви в другом селении, где, давно начатая, она никак не приходила к концу, по неимению лица, способного смотреть за работой, и затем отпустить его обратно в свой стан.

В селение Куналее, Владыка остался недоволен местным священником, и, хотя с кротостью, сделал ему внушение, как вести себя и исполнять «свои пастырские обязанности».

В селении Бичуре находится единоверческая церковь Преосвященный долго беседовал с единоверцами. Ссора уставщика со священником вызвала Владыку сделать особое уставщику внушение не забывать любви и не оскорблять самих раскольников резкостью обличений, к чему он особенно способен. Убедившись, что и священник не может, как следует приспособить себя к немощным в вере единоверцам, Владыка обещал дать нового священника из единоверцев, которого обещал ему послать из Москвы о. игумен Павел (Прусский), а уставщику внушал, слушать священника, а не поступать самочинно. После этих слов, как уставщик так и старообрядцы поклонились Архипастырю до земли и благодарили его.

В село Елань прибыли в половине 4 часа пополудни. По выходе из храма, Владыка посетил училище, заведенное священником, и осматривал иконописную работу. Ревизия документов и удовлетворение явившихся родителей надолго и здесь задержали Владыку. В Кудару прибыли уже после полуночи и поэтому служение всенощного бдения отложено было до утра. После всенощной вскоре началась и Божественная Литургия в Троицкой церкви. После «Буди имя господне», Архипастырь сказал слово из текста: Дух идиже хощет, дышет, и глас его слышити, но не веси, откуда приходит и камо грядет, — о средствах к достижению истинной христианской жизни. По окончании Литургии Архипастырь посетил училище и испытывал учеников в знании закона Божьего. При этом Владыка со скорбью заметил, что училище не имеет попечителя, а инспектор народных школ в пять лет не был в нем ниразу и законоучителем в нем состоит священник-старик, разбитый параличом, тогда как в том же селе есть другой молодой священник. На пути из Кудары, в селе Керанском. Его Преосвященство также посетил училище. Владыка спрашивал мальчиков и девочек, чему они выучились. Училище недавно существует и учение также недавно открыто. Учеников всего 21 человек. Архипастырь, преподав всем благословение, вручил учителю разные книги, для раздачи лучшим ученикам. Отсюда путь до Кяхты шел за границей Монголии. Дорога была ровная, в город приехали в шесть часов вечера, остановились в доме Коммерции Советника Якова Андреевича Немчинова. Здесь Владыке представилось местное духовенство с причтами, после чего Архипастырь немедленно отправился в Троицоксавск ко всенощному бдению, по случаю храмового праздника, в трехсвятительском приделе Покровской Троицкосавской церкви. За всенощной Архипастырь выходил на Литию и раздавал народу благословенный хлеб. На Величании кадил всю церковь и в свое время помазывал народ благословенным елеем. В храме было так много народа, что, не смотря на его обширность, было очень тесно.

30 января Его Преосвященство совершал, в сослужении местного духовенства, Божественную Литургию в том же трехсвятительском приделе. На левом клиросе пели девицы Троицкосавского женского приюта, а на правом – архиерейские певчие. В обычное время Архипастырь сказал слово из текста: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрея дела и прославят Отца вашего, иже на небесах. По окончании Литургии, Преосвященнейший Владыка с духовенством отслужил молебен трем святителям и, разоблачившись, при выходе из храма, долго благословлял народ, усердно стремившийся принять святительское благословение. Архипастырь удостоил посещением дом настоятеля церкви священника Федора Трапезникова, а затем детский приют. При входе Архипастыря, дети пропели: «Днес благодать св. Духа нас сбора…» Здесь Архипастырь предлагал детям прочитать наизусть молитвы и рассказать некоторые события из Ново-Заветной священной истории. После приюта Архипастырь посетил собор, где встречен был по обычаю с крестом. Здесь он приложился к чудотворной иконе Богоматери «Всех скорбящих радость». Кроме того Владыка посетил строителя Покровского храма и соборного Протоирея о. Иоанна Александрова, и принял обед у старосты Покровской Трехсвятительской церкви почетного гражданина Михаила Федоровича Немчинова.

Всенощное бдение на 31 января Архипастырь совершал в Троицкосавском соборе, выходил на Литию, раздавал народу благословенный хлеб, а после величания пред чудотворной иконой Архипастырь прочитал какфист Богоматери и в обычное время помазывал народ св. елеем. Народа было множество. По свидетельству духовенства, народ г. троицкосавска отличается религиозностью.

31 января в субботу Его Преосвященство совершал Литургию в Кяхтинской Воскресенской церкви. В 9-ть часов утра Архипастырь прибыл в храм и был встречен у входа настоятелем храма священником Иоанном Никольским следующей речью:

«Преосвященнейший Владыка, Милостивый Архипастырь и отец! Вполне чувствую пред тобой недостоинство своего красноречия, я однакож почту за преступление, при виде отца Архипастыря, оставаться безмолвным. Но какими словами могу приветствовать тебя, святитель Христов, при всеобщей радости, когда общая любовь духовенства и народа всюду окружает и сопровождает Тебя… Дивны труды твои, Владыка святый, по управлению вверенной Тебе промыслом Божьим Епархии. Ни мразь, ни знои не удерживают Тебя от подвигов Апостольских. Ты, как святый ангел, вступил и в наши пограничные пределы с Китаем, чтоб видеть, с одной стороны, светлые и темные стороны духовенства, а с другой – уровень просвещения народного. Своими мудрыми благими советами Ты руководишь делами духовенства на пользу служения св. церкви, а ревностью своею о спасении людей сидящих во тьме и сени смертней. Ты открываешь им путь к познанию истины. Благодарение Создателю, и самые жрецы Ламаизма слышат глас Твой и присоединяются к словесному стаду Христову.

Святитель Христов! Здесь пред престолом Всевышнего вознеси усердную молитву к Подателю всех благ и умоли Его, чтобы он просветил сопредельную страну сию, погруженную в идолопоклонничество, светов веры Христовой, и, вызванные Тобой из тьмы в свет язычники всегда будут послушны гласу твоему. Но молю Тебя не о них только, но и о тех, на кого возложено великое и многотрудное дело служения Апостольского. Силой святительских молитв немощное наше уврачуй и оскудевающее восполни. Немощь же вою от взора твоего мы не скрываем, да и не можем скрыть».

Совершив Литургию в сослужении местного духовенства, Архипастырь в конце ее сказал слово из текста: «Слово Христово да вселнется в вам богатно, во всякой премудрости учащее и вразумляюще себе самых, во псалмех и пениях и песнях духовных, во благодати поющие в сердцах ваших Господеви (Колов. 3,16). По окончании Литургии, преподании народу благословения и выходе из храма, Архипастырь посетил дом священника Никольского и некоторых знатных лиц Кяхты и затем Троицкосавскую женскую прогимназию, где встречен был начальницей заведения и другими лицами, которые сопровождали Архипастыря по классам. Его Преосвященство подробно расспрашивал девиц в знании и понимании общеупотребительных молитв, отделов из свящ. Истории и Закона Божьего и сам изволил объяснять им молитву Господню и некоторые Евангельские притчи и события. Пробыв здесь около двух часов, Архипастырь отправился в дом старост Воскресенской церкви, где и принял предложенный обед.

Согласно маршрута Владыка намеревался оставить Кяхту того же дня. Но почетное купечество Кяхты и Троицкосавска просило Его Преосвященство остаться еще на одни сутки и отслужить Божественную Литургию в Троицкосавском соборе. А так как одна кладбищенская церковь не была еще посещена Его Преосвященством, то Архипастырю угодно было служение всенощной назначить в Троицкосавской кладбищенской Успенской церкви. Здесь обычно встреченный настоятелем церкви и прочим духовенством, совершал всенощное бдение с Литией и Величанием, как и в других церквах. После всенощной возвратившись в квартиру, Архипастырь занимался с духовенством, решал недоумения, делал наставления и распоряжения.

Опубликовано 10 апреля 1876 года.

Поездка Преосвященного Вениамина за Байкал, с 24 Января по 6 февраля 1876 г. Часть 1.

Поездка Преосвященного Вениамина за Байкал, с 24 Января по 6 февраля 1876 г. Часть 2.

Поездка Преосвященного Вениамина за Байкал, с 24 Января по 6 февраля 1876 г. Часть 4.

514

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.