Церковь Вознесения Господня на Часовенном острове, за Байкалом. Часть 1.

Священный памятник события 25 Мая 1867 года: Церковь Вознесения Господня на Часовенном острове, за Байкалом. Часть 1.

Часовенный остров, населенный бурятами-шаманистами Кударинского ведомства, частью 2-го Чернорудского и Абызайского родов, а преимущественно 1-го Чернорудского рода, находтся между нижним и средним устьями р. Селенги, впадающей в Байкал с южной стороны моря. С Юго-Западной стороны верстах в семи виднеется с острова сам Байкал. С противоположной стороны острова расположена Твароговская степь, населенная одноплеменниками и родовичами Часовенных бурят (душ 100 м.п.) с малой примесью Сборного рода. Буряты населяют и другие соседние острова, образуемые многочисленными протоками р. Селенги (в смежностях бурятских владений находятся владения крестьян Ильинской волости, напр. острова Суворовский, Малый, Галутуйский и др.). Остров Седуновский, остров Алмаз населены бурятами, известными под общим именем – Часовенских. На острове Быстром, по течению самого русла р. Селенги, расположен улус Санкинаевский. По Першинской протоке, вливающей воды Селенги в Байкал, раскинут улус Хара-Дагайский. Густое население бурят идет по среднему устью в 8-ми верстах от Часовского острова на Север и образует улус Тыкэрэновский. Верстах в 10-ти на Северо-Восток идет бурятское население по островам: Березовому, Козлиному и Дикому, — улусы: Донохойский, Бадахаевский и Багарылский. Численность всего инородческого населения этих островов, не далее 10 верст простирается за 500 душ муж. п., а обего пола свыше 1000 душ (В расчисление это не входят жители прочих островов, ближайших к Кударинской Степной Думе. Расстояние от этого центра тоже не более 10 или 12 верст).

Местность эта имеет и другие замечательные особенности. В 9 верстах от Часовенного острова Селенга впадает в Байкал нижним устьем нижним устьем с протокой Хараузом (горная вода). Каждую осень, с 1 Августа или позднее, смотря по уровню вод в р. Селенге, бывает из моря (Байкала) ход рыбы омулей (род сельдей), в таком изобилии, какое расходится ежегодно по всему Забайкалью и за море. Остальной берег к Северу находится во владении Иркутского Архиерейского дома на протяжении 40 верст до Черемухова мыса. На этом самом месте остановился так называемый провал, случившийся вследствие землетрясения 20-21 Декабря 1861 года, когда осел юго-восточный берег Байкала, на протяжении 35 верст по направлению к Баргузину и Верхнеангарску Совместно с дачами Иркутского Архиерейского дома находятся дачи Якутского Спасского монастыря: Байхарский сор, верхнее или северное устье, среднее устье с протоками р. Селенги, носящей названия Степной и Грязной.

Арендаторами Иркутского Архиерейского дома и Якутского монастыря были издавна устраиваемы близ рыбных тоней русские зимовья, служившие убежищем от бурь и непогод морских. Окрестные буряты охотно поступали пол найму этим арендаторам и сделались смелыми моряками. Потому рыбопромышленность по р. Селенге и морю сделалась почти главным занятием островных бурят. Буряты Часовенские кроме того с замечательной ловкостью и отважностью каждую весну, при таянии льдов на Байкале, пускаются в открытое море за ловлей нерпы (тюленей), дающей много жира, который идет на мыловаренные заводы, и бурятами употребляется в пищу, а выделанные кожи, отличаясь мелкой шестью с зелено-бархатным и голубым отливом и непромокаемостью, начинают входить в употребление для верхней осенней одежды (Для хлебопашества островные буряты земли под рукой имеют мало, потому что низменные острова дают только покосы, если не сгибнет сено при частых наводнениях р. Селенги. Холодная от воды и тундрявая почва островов не представляет условий, выгодных для земледельца. Потому Часовенные буряты и другие островитяне хлебопашеством вовсе не занимаются хотя нельзя не видеть в них понимания выгод земледелия). Влияние русских на бурят в приучении из к промыслу по рекам и морю нельзя ни в каком случае отвергнуть, как во имя исторических данных, так и потому, что монголо-буряты в старые времена даже и в пищу не могли употреблять рыбы, считая за червей всякий род рыб, что можно и в наши времена слышать в Кяхте и по границе от монголов; а пресловутые ламы учат, что в рыбы посылаются души умерших людей, и потому буряты-ламайцы боятся, как бы с рыбой не съесть души дедушки, или бабушки (ламайское ученее о перерождениях и переходе душ умерших людей в животных и в разные роды живых существ).

Исстари не было забываемо и дело духовного просвещения бурят язычников в описываемой нами местности. По благословению Иркутских Архипастырей, были сооружаемы здесь в виду бурят молитвенные дома, или часовни где совершались молебствия при отправке промышленников на рыбные ловли, при благополучном промысле, по обетам, и в особенные праздники, по желанию. Так на северном или верхнем устье, на острове Ширетуе встарину была часовня, кажется, АО имя Спасителя, Байхаровского сора – дачи Якутского монастыря; потом по неизвестным причинам уничтожена, вероятно за ветхостью, и св. иконы перенесены в Кударинскую Благовещенскую церковь. Теперь там находится только зимовье мещанина Кудрина, арендовавшего эти ловли. Остров Часовенный получил свое название в незапамятные времена потому же самому, что на нем была часовня, сооруженная, конечно, русскими просветителями. Ныне не оказывается уже и следов ее. Зато в наши дни, после векового забвения, которому помогло заселение островов язычниками-шаманистами, здесь воздвигнут благолепный храм, ныне освященный в селение славы Божьей и во свет язычников сидящих во тьме и сени смертной.

При открытии действий Забайкальской духовной миссии в 1862 году на часовенном острове и в окрестностях его не было ни одной души христианской (В старые годы если выделялись буряты из язычества в православную веру по одиночке, то вместе с тем оставляли прежнее место жительства т.е. улусы, переселялись в русские селения и нередко записывались в крестьянские общины. Но это оказалось по своим последствиям невыгодным для ищущих христианского просвещения, и стеснительные условия для новокрещенных с давних времен изменяются на более выгодные, как для смих новокрещенных, так и для успехов миссионерства). В первый раз к ним принесено было слово крестное в Твароговской степи, где миссионерам Кударинского ведомства суждено было начинать свои действия на бурят. Миссионеры прожили здесь в борьбе со всеми трудностями миссионерского служения не один месяц, в ежедневном собеседовании с бурятами и состязании с вождями язычества – шаманами. Здесь же семя слова Божьего запало на сердце бурят Часовенских. Эти люди, проезжая через Твароговскую степь в соседние селения и на трактовую за Байкальскую дорогу, а чаще того проезжая к родовичам по своим делам, и встречая здесь живших миссионеров, удивлялись терпению их, начинали чувствовать чистоту Евангельского учения и справедливость посрамления шаманства. Вскоре прослышалось, что Часовенские буряты желают в среде их самих слышать учение новых веропроповедников. В Марте 1863 года устроилась первая миссионерская поездка к Часовенским бурятам, на расстоянии 10 или 12 верст от Твароговских улусов. Через 7 лет сохраняется в свежей памяти об этой поездке следующее. Поездка устроилась на летнем экипаже, по причине бесснежия в той местности, почти обыкновенного; потому что частые бури, носящиеся над Байкалом, уносят со степей снега в хребтам и степи остаются большей частью голыми каждую зиму. Трудность путешествия оказалась на самый первый раз. От беспрерывных неровностей и култусных кочек (тундры) экипаж повредился так, что нельзя было ехать. Недальность расстояния помогла преодолеть препятствия. Мы достигли цели своего путешествия пешими, а любопытные буряты — обыватели острова, завидевшие нечаянных гостей, уготовили неожиданную встречу. У бурят был в то время праздник, и на вопрос об этом они отвечали, что празднуют Благовещенье (Христианского значения Благовещенья они не понимали, объяснив, что празднуют по своему наступление весны: «известное дело, говорили они, весна наступает»). С того началась первая проповедь. Возвестив, что благовещенье принесено было с неба Архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии о том, что от нее родится, по действию Святого Духа, Спаситель рода человеческого, мы невольно воссылали к Богу молитвы, чтобы благодать Св. Духа очистила для Спасителя мира и это обретенное во мраке и заблуждении язычества место, и уготовила сердца заблудших потомков падшего Адама через возрождение свыше в жилище Божье. Обойдены были с благовестием Христовым все юрты. Прием был везде добрый, но нельзя было не заметить характера грубости и вековой закостенелости, чему не могла не способствовать отчужденность островитян; так как кочевья их находятся на самой окраине Кударинской степи, а далее бурный, обоготворенный ими Байкал. В добавок исконный враг спасения усел произвести иступленную вспышку в шамане. Впрочем, отрадно было всегда вспоминать, что Часовенские буряты, пожелав сами слышать учение Христово и видеть среди себя православных миссионеров, остались довольными и благодарными нашим посещением.

С 1863 года начали притекать к духовному возрождению один за другим Часовенских бурят и их родовичей.

Обращения в 1-ои Чернорудском роду сделались заметнее, когда принял св. крещение начальник рода или Родовой Голова, Бухан Моцонов, крещенный 15 Февраля 1864 года, с именем Михаила Вениаминова. Фамилия этого замечательного родоначальника преемственно заведовала в разных званиях своих родом, пришедшим из-за моря с острова Ольхона и Лены на Кударнскую степь, более 100 лет. Если бы по крещении Вениаминова не было противопоставлено препятствий от врагов его и недоброжелателей миссии, — то родовичи его не замедлили бы в большинстве своем вступить в недра Христовой Церкви.

При действиях врагов спасения, отрадно вспомнить о действиях и плодах благодати Христовой, избирающей для себя орудия, по-видимому ничтожные. Пример Вениаминова, поданный родовичам собственным его крещением, был благодетелен для инородцев. От начала действия Миссии по 2 полугодие 1870 года из 1-го Чернорудского рода вступило в недра св. Церкви 102 человека, при всей закоснелости этого рода в шаманстве. Но заметив тайное противодействие распространению веры со стороны некоторых, ни один из Кударинских бурят не изъявил желания креститься, тогда как в 1-е полугодие 1870 года Миссионером иеромонахом Платоном просвещено было св. крещением 140 человек, а в 1869 году 223 человека.

Но обратимся к начатой нами истории о Часовенских христианах. – Первым из часовенских бурят крестился в Посольском монастыре 4 Января 1863 года, Василий Дмитриевич Сукнев, сын изуверной шаманки, несчастное наследие коей едва не досталось в удел сыну, если бы благодать Божья не предварила ввести его в недра Христовой Церкви. Около этого первенца с годами составилось общество местных христиан до 50 человек, из коих многие отличаются примерных благочестием и ревностью.

В 1866 году был сооружен и освящен при Кударинской Степной Думе, при р. Хараусе Миссионерский храм во имя св. первоверховных Апостолов Петра и Павла, в память страшного и губительного землетрясения 30-31 Декабря 1861 г., с главной целью воспитания в христианстве бурят Кударинского ведомства. При церкви начали водворятся оседло по р. Хараузу крещенные инородцы. Видя это, Часовенские христиане одушевились святой ревностью – устроить среди собственных своих жилищ Дом Божий, где бы они могли устроить свой быт по русскому образцу, а в храме иметь тихое и спасительное пристанище, как для себя, так и для потомства, в том уповании, что благодать храма привлечет в их общину остальных соплеменников. Возбудителем этого благого дела явился первенец наш между Часовенными христианами Василий Дмитриев Сукнев с влиятельным по своему состоянию новокрещенным Афанасием Платоновым Масаевым. И это не было мимолетной мечтой. Юные христиане серьезно обдумали свое намерение в общем между собой собрании и – чудное было зрелище! Тогда как бурятские сугланы (сходки) сопровождаются всякими бесчинствами и смутами, в противность тому малая горсть христиан ни кем посторонним не руководимая, ни возбуждаемая, кроме благодати Божьей, коснувшейся их дестки-простого и преданного сердца, рассуждала о святом из святых начинаний и предприятий, и пришла к решимости построить на своем острове Часовню, или Молитвенный Дом с алтарем, для совершения Божественной службы на подвижном антиминсе. Избраны были из среды этого почтенного собрания мужи разума, для ходатайства о принятом деле пред Духовным Начальством. Посланные явились к Начальнику Миссии Преосвященному Вениамину (ныне епископу Камчатскому), кторый, быв приятно изумлен верой и усердием юных христиан, благословил святой их начинание и обещал содействие в исполнении предприятия.

30 Января 1867 года, в праздник трех великих Святителей и вселенских учителей совершена была закладка предположенной часовни с алтарем, на имя Святителя и Чудотворца Иннокентия Иркутского, празднуемого 26 Ноября, когда по зимней дороге удобнее бывает сообщение с островом. Многочисленные протоки быстрой Селенги, опасные для переправы, глубокое и многоводное русло реки, особенно при разливе, в прочие времена года делают путешествие туда возможным только водой. При закладке находился в качестве официального члена Заседатель Кударинской Степной Думы Семен Мах. Корытов. Религиозное одушевление царило над почтенным собранием всех местных христиан. Радость была неподдельная у всех. Она перешла в религиозный восторг, когда трое из язычников в довершение праздника просвещены св. крещением в приращение новой христианской общины. – Немедленно после того Часовенские христиане приступили к делу. По общей добровольной раскладке был расчищен строевой материал: вскоре приисканы рабочие из тех бурят, которые оставаясь пока язычниками за материальные вознаграждения промышляют постройками церквей и зданий для православного духовенства; соображены были и местные средства в уплату за производство работ. Вскоре Господь совершил святое из намерение в полном совершенстве, но иным способом, которого они тогда не ведали и не гадали. Средство для исполнения их святого желания уготовлены были и сохранялись в сокровищнице Божественного Промышления.

Опубликовано 16 января 1871 года.

Церковь Вознесения Господня на Часовенном острове, за Байкалом. Часть 2.

709

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.