С р. Илима, 1 июля 1879 г.

В числе промыслов жителей Илима первое место занимает, без сомнения, промысел белки. Этот род промышленности один из главнейших источников дохода; — уплата весенних и осенних податей покрывается исключительно этим только доходом. Поэтому больше, чем странно, было встретить на страницах «Сибири» (№34, 1878 г.) в ряду благожеланий Н.К. одно, на наш взгляд, весьма преждевременное нашему заброшенному краю. Автор заметок об Илиме, желая ему всего лучшего, находит нужным отнять у илимского крестьянина винтовку и дать ему взамен соху, да борону. Мы привыкли смотреть на себя, как на землевладельцев по преимуществу; мы почти все время и все свои силы затрачиваем на обработку земли и зерна, зверопромышленности же уделяем времени относительно немного. Хлебопашество и зверопромышленность – это такого рода занятия, которые при условиях здешней местности, идут рука об руку, и одно без другого быть не могут. Жители верховьев Илима, занимающиеся зверопромышленностью в более широких размерах против крестьян низовых селений, находят возможным даже продавать избыток хлеба от своего употребления, последние же вынуждены бывают его ежегодно покупать. При отсутствии пастбищ, скотоводство здесь весьма не значительно: лошадей находят нужным покупать на стороне. А где взять на это средства! – вот здесь то зверопромышленность – является на выручку… Не надо при том забывать, что занятию зверопромышленности отдается такое время, когде не может быть и речи о пашне: зверопромышленниками в тайге проводятся половина октября и ноября, да март месяц. Где же тут препятствие к земледелию? Мы далеки от того, чтобы утверждать, что хлебопашество здесь настолько обширно и развито, что не требует более средств в его расширению. Частая безхлебица в низовьях Илима заставляет желать совершенно противного. Но только вот беда: где взять силы для разработки земли из под вековых девственных лесов и где найти уменья землю, в большинстве случаев, малопроизводительную превратить в хлебородную. Вопросы эти, на наш взгляд весьма важные, потому-то игнорируются автором заметок, а между тем, они составляют так сказать, квинтэссенцию в данном случае. Ну, и что бы было, если б илимцы, поверив на слово г. Н.К., вздумали при здешних условиях и отсутствии достаточной силы и средств, вдруг отстать от зверопромышленности и сделаться исключительно земледельцами? Какие бы могли быть последствия такого порядка вещей? – вышла бы весьма простая история: Пришлось бы от одного берега отстать, а к другому не пристать. В результате получилось бы совершенное расстройство экономического их быта. Но автор заметок весьма предупредителен, и предлагает новое средство к открытию люка на свет божий сей заброшенной части света. Средство это, по мнению автора, капитальное исправление волокового пути, ведущего с Ангары на Лену, — в чем он видит все спасение Илима от погибели, какую ему готовит настоящий порядок вещей, видит в нем импульс сельско-хозяйственной производительности. Нельзя не отнестись с полнейшим сочувствием к последней мысли автора и не пожелать скорейшего ее осуществления на деле. В пользе вообще от улучшения волокового пути сомневаться нельзя; но какая в частности будет то того польза илимцам? Автор заметки заявляет, что гужевой извоз открыл бы для жителей важный источник дохода. Смеем уверить автора, что предположение его ошибочно и не имеет никаких данных к его осуществлению в свое время. Причина, заставляющая нас так думать, весьма простая: волоковой путь, имеющий свои конечные пункты с одной стороны на Лене, в с. Усть-Кутском, с другой на Ангаре в с. Мамырском, проходит илимскую долину только в одном пункте, в точке пересечения, в месте нахождения заштатного г. Илимска. При этом условии, если кто из илимцев и может принимать участие в извозе, — то разве только жители упомянутого города, да два – три незначительных селения, расположенные по линии этого пути. При чем же тут собственно крестьянское население Илима? Хотя автор заметки и находит мнение всех тех, которые стоят за зверопромышленность жителей илимской долины, парадоксальным, поражающим даже нелепостью, — тем не менее, мы открыто становимся на стороне защитников этого мнения, и сердечно желаем, чтобы Н.К. неголословно, достаточно – фактически опроверг его: не думается, чтобы это было бесполезно. Мы понимаем автора, ценим его желание видеть илимцев подвинувшимся в культурном отношении, но при всем том, должны еще раз сказать ему, что доброе жалание его слишком преждевременно и практически не осуществимо. При каких условиях и когда житель Илима выйдет из настоящего своего положения, — на этот вопрос трудно пока сказать что либо определенное. Совершенная изолированность илимской долины от остального мира не подает надежд на лучшее его в близком будущем.

Рабочие илимской и карапчанской волостей, для исправление дороги по ленско-илимско-ангарскому волоку, давно уже двинулись на свои места. Наряд рабочих ныне произведен по одному человеку с четырех бойцов. До настоящего года дорожные работы крестьянами упомянутых волостей производились только на волоку, разделяющему илимский бассейн от ленского; ныне же, кроме того крестьяне должны будут работать и на другой волоковой линии, ведущей на Ангару к границе нижнеудинского округа. Носятся слухи, что по этому пути в непродолжительном времени установится почтовый тракт, с устройством в г. Илимске почтовой станции для сдачи и приема разного рода корреспонденций. Кому принадлежит инициатива этого дела и где находятся средства для постановки его, — об этом пока еще ничего не знаем. Не этим ли обстоятельством объясняется увеличение в настоящий дорожно рабочий сезон как числа рабочих, так равно и самих работ! Надо полагать потому, что порядок этот со временем еще более усложнится. В этих видах, нельзя не указать на ту тяжесть, какою ложится на крестьян карапчанской волости отбывание дорожной повинности в указанных местах. Крайние деревни карапчанской волости от места работ находятся на расстоянии от 300 до 350 верст, самые же ближайшие около 180 верст. На всем этом пространстве сообщение самое первобытное – хребтами, да горами. Судите сами: сколько потребуется со стороны рабочего усилий, расходов и времени на то только, чтобы достич места работы? Было бы желательно, чтобы эта тяжесть снята была с карапчанцев хоть на половину; надо иметь в виду, кроме того, и то ещё, что они ежегодно, за отсутствием здесь постоянных дорог, по покрытию Ангары льдом в ноябре, целые недели и целыми селениями проводят над разрубкою сильных торосов для зимней дороги. Кроме того, ремонтировка бичевников и горных дорог на время осенней и весенней распутицы, в райолне волости, с одной стороны, по причине крайней протяженности таких дорог, в другой – по незначительности населения, требуют от карапчанцев трудов, несравненно больших против крестьян илимской волости.

Опубликовано 15 июля 1879 года.

582

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.