Водянные сообщения в Сибири. IV.

В четырех верстах ниже Быка находится «Шаманский порог», считающийся чуть ли не опаснее самого Падуна; тогда как он в действительности даже менее опасен чем «Похмельный» и «Пьяный». Общее направление фарватера здесь довольно прямое, так, что для приведения его в совершенно математическую прямую линию, особенных затруднений не представляется. Для этого нужно: 1) расширить входные ворота, шириной на 10 саж., еще на 10 саж.; протяжением они около 25 саж.; 2) разобрать левую грядку, длиной около 15 саж.; 3) убрать три камня лежащие сейчас ниже этой грядки; разобрать гряду лежащую около 300 саж. ниже, длиной не более 10 саж. для образования ворот; около 114 куб. саж. и убрать камень «Беляк». Ниже этого последнего камня ходят крупные валы «Толкуны», бьющие в судно со всех сторон. Образование этих неправильных волн можно объяснить отражением течения от берега; по всей вероятности ниже лежащая «Андреевская» подводная скала также содействует образованию этих волн; очень может быть, что с уничтожением этой скалы, волнение значительно уменьшится. Каких эта скала размеров, теперь нельзя положительно сказать, но в расценке она принята в 300 куб. саж. Против Андреевской плиты находится водоворот, от которого стараются уйти по дальше, держась ближе к длите; здесь уже волнение совсем улеглось. Против протока между островами «Тунгуской» и «Ушканом», или в так называемых «Боярских воротах» опять сильное и неправильное волнение, происходящее от встречи двух разно направленных течений, впрочем оно не затрудняет судоходства. Этим порог и кончается. Падение порога по произведенной вдоль левого берега нивелеровке 42 фута 1,5 дюйм. Весь порог длиной около 4,2 верст, проплывается в 21 минуту, откуда средняя скорость течения 12,84 версты в час. Из продольной профили дна порога до Беляка, видно, что углубить фарватер нужно только в двух местах. Вдоль левого берега порога тянет низменный луг, по которому возможно было бы прорыть обходной канал; но подобное сооружение вышло бы здесь очень дорого, как вследствие шестиверстной длины канала, так и вследствии шестисаженной разницы между горизонтами выше и ниже канала, что потребует устройства нескольких шлюзов; да и нет достаточных причин для обхода Шаманского порога каналом, так как течение в нем не столь быстрое, чтобы сильный пароход, или в крайнем случае туэр, не смогли преодолеть его. Ниже Шаманского порога, на 770 верстах, по середине реки расположилась длинная мель, растягивающаяся верст на семь вниз по течению; но ближе к левому берегу глубина достаточная, и только в двух местах оказалось 5 фут, — так что здесь надобности в углублении фарватера не предвидится; немного ниже, у начала острова «Большого» фарватер так мелок, что потребует углубления.

От 790 до 800 версты опять по середине реки тянутся длинные и широкие мели, называемые «Воробьями»; вправо от них река достаточно глубока и судно, придерживаясь правого берега, повсюду имеет свободный проход. На 824 версте в Ангару впадает один из значительнейших ее притоков, Илим. В Иркутске многие уверяют, что Илим от города Илимска становится судоходным; чо приток Ангары «Видим», впадающий на 479 версте и приток Илима «Ирейка» истоками близко сходятся и что перевал или водораздел между ними, до того близок, что он для глаза даже не заметен: вследствие чего явилась мысль, невозможно ли будет шлюзованием этих двух рек и прорытием канала между ними, перевалить на р. Илим, и по ней опять спуститься на Ангару; этим путем обходились бы все главные Ангарские пороги, в возможности расчистки которых в Иркутске сильно сомневались. Все эти сведения потом подтверждали жители деревень Намыра и Моки, хорошо знакомые с местностью между Ангарой и Илимом; почему и решено, раньше чем спуститься по порогам, исследовать как реки Видим и Ирейку, так и перевал между ними. К сожалению исследования привели к отрицательному результату, и из составленной профили перевала, можно только вывести то заключение, что канал, тут невозможен. Высота, водораздельного пункта над р. Видимом у начала предполагаемого канала равно 54 саж.; а расстояние между ними всего 13 верст. Кроме того сама река Видим, в верхней своей части совершенно горного характера и падение местами доходит до 0,002. Да и сам Илим, судоходен только весной. Вода, которая от г. Иркутска, до впадения Илима, по показаниям местных жителей, во время плавания стояла низкая, ниже устья этой реки – средняя, так что все показания на плане глубины, начиная от устья Илима и до самого слияния Ангары с Енисеем, отнесенные к горизонты низких вод, должны быть уменьшены до 894 версты на 2 фута и за тем до устья 1 фут. Вообще говоря о глубинах, повсюду подразумевается глубина во время низких вод. На 830 и 833 верстах, находятся «Бадаминские» и «Нижне-Илимские быки»; оба они глубоки и не представляют затруднения для судоходства. Немного ниже второго быка по середине реки лежит камень «Сосун», который будто бы имеет свойство притягивать к себе все что подходит близко. Река по обеим сторонам его глубока и чсита, почему и нет надобности приблизится к этому всесосущему камню. Начиная от 835 вер., с левой стороны, пошли мели, но фарватер повсюду хорош и глубок, за исключением 848 версты, где река мелка и должна быть углублена на протяжении около одной версты. Подробные промеры тут не делались, известно только, что глубина варьирует от 4 до 3 ф. почему средним числом можно считать, что углубить придется на 1,5 фута или вынимать 1575 куб. саж. На 860-х верстах река на протяжении около семи верст, засоренная разными каменными грядами и россыпями, образующими три быка, одну шиверу и один кармангул, носящие общее название «Лоси». В обоих верхних быках ворота широки от 20 до 30 саж. и прямые; в третьем же или «Толстом» они хотя и не узкие, около 15 саж.; все же должны быть расширены по крайней мере на 10 саж.; чтобы тем, хоть сколь-нибудь делать заворот при входе отложе; здесь кроме того находятся два больших камня, которые также нужно убрать, ибо они отстоят не более 5 саж.; от фарватера; длина ворот Толстого быка около 50 саж.; так что всего придется разобрать 275 куб. саж. гряды. Все эти быки до того мелки, что паузки в низкую воду не могут проплыть из с полным грузом, почему их непременно нужно углубить; вынимать придется около 70 куб. саж. От Лосей фарватер уже свободен до 886 версты, где поперек реки лежит кармангул, требующий на протяжении около 70 саж. углубления на 1,5 фута, что составит 150 куб. саж. грунт здесь как и в Лосях, каменный или каменистый. Далее на 889 версте небольшая шиверка, глубиною не менее 5 фут и на 894 версте «Бык»; оба эти места для судов совершенно безопасны. На 895 версте против острова «Каменного» фарватер на протяжении около 200 саж. мелок; глубина от 5 до 4 фута, почему придется вычерпывать около 100 куб. саж. На 900 верстах с правой стороны тянется длинная мель, и весь фарватер мелок на протяжении около 3,5 версты. Из приблизительной профили дна можно рассчитать, что для достижения достаточной глубины придется вынимать около 1365 куб. саж. Грунь в обоих последних местах песчаный. На 909 версте находится Кеульская шивера; кубическое содержание выемки для углубления фарватера ее равно 100 куб. саж. Ворота в шивере широкие, более 20 саж. и камней около фарватера нет. Далее на 929 и 930 верстах фарватер на протяжении около 2 верст мелок и требует углубления, как это видно из продольной профили дна реки, также как и от места Березовского протока, где глубина менее 5-ти фут; общее протяжение которых около 300 саж. вынимать придется 4740 куб саж. песчаного грунта. Кроме выше перечисленных мелких мест пяти футовые или отнесенные к низкому горизонту вод 4 футовые глубины находятся на 910, 937, и 945 верстах; но так как окружающие глубины очень большие, то нужно полагать, что немного вправо или влево от показанного фарватера, найдется достаточно глубокая борозда для проходов судов, и что углубления в этих местах не потребуется.

Из вышеприведенного видно, что река на последних 35 верстах, должна быть углублена в сложности на почти семь верст, что конечно потребует больших денежных расходов; по этому при окончательном исследовании необходимо будет обратить особое внимание на фарватер вдоль правого берега и очень может быть, что он окажется удобнее и глубже. Местные жители о правой части реки ничего не знают, так как никому по ней не приходилось плавать, и случалось даже, что вожак обращался с вопросом, какова река у правого берега. На 992 и 997 верстах с обоих сторон фарватера выступают с берегов мели, называемые «Селенгинскими Косами»; фарватер между ними на протяжении 1250 саж. мелок и по этому требует углубления. Средняя глубина 4 фута; так что углубить придется на один фут, что на всем протяжении составляет около 2625 к.с. выемки песчаного грунта. За сим фарватер на протяжении более 70 верст глубок и чист; встречается правда несколько мелей, но они все легко обходятся, и если будут указаны знаками или маяками, то являются совсем безвредными для судоходства. Начиная же от 1070 версты и до самого устья, судну постоянно придется иметь дело с разными шиверами, быками и кармангулами; которые постоянно сменяют друг друга. Они все без малого исключения не стольк опасны для судоходства своей быстротой или присутствием подводных камней и гряд, как своим мелководьем. На 1070 версте находится первая из них «Игренькина Шивера». Насикосок всей реки лежит каменная гряда, сидящая фута на 2 под водой, отчего особенного вала или мырья не видать. Проходные ворота находятся почти по середине реки; они широки, около 30 саж. и чисты от воды и мелки. Под самой шиверой и как будто бы составляющие одно с ней находятся мелкие места или «Опечки». Продольная профиль дна шиверы с опечками дает возможность просчитать, что для приведения этого места к нормальной глубине, необходимо будет вынимать около 1120 куб. саж. грунта, который здесь каменный или каменистый. На 1188 версте находится небольшая шивера «Сенькина», которую проплывают под левым берегом. Длина ворот около 200 саж. ширина их более 20 саж. и глубина не менее 5 фут. Особых затруднений для судоходства тут не встречается, даже в настоящей шивере, почему и расчистки тут не имеется в виду. На 1122 версте, против деревни Сизых, поперек реки расположились две каменные гряды, образующие «Курейскую Шиверу» которая проплывается в саж. 30 от правого берега. Длина всей шиверы около 70 саж. и ширина ворот не менее 30 саж. в конце ворот влево от варватера на порядочном расстоянии находится камень «Колпак». Никаких работ для улучшения этой шиверы не предвидится, так как она и теперь совсем безопасна и глубина в ней не менее 5 фут.

Восемь верст ниже этой шиверы в не крутом колене реки лежит «Аплинский порог» затруднительный главное вследствие мелкости наплыва. Подъезжая к порогу, стараются держаться как можно ближе к правому берегу, чему впрочем мешает камень «Сызрань». С убокой этого камня до самых ворот, вышесказанный главный недостаток порога устраняется. Сам же порог, начало которого нужно считать от «Бруса», так как только тут начинается быстрое течение, оказавшееся по измерению 13,67 верст в час, — длиной 57 саж. и имеет на этом протяжении падение всего 2 фута 9 дюйм. Глубина порога за исключением самого входа, где поперек фарватера, три фута под водой, лежит каменная скала «Брус», достаточно и не менее 5 фут. Количество выемки для его углубления равняется 1600 куб. саж. Кроме его углубления еще приходится взорвать «Брус» и убрать несколько небольших камней около берега или с края гряды, все вместе не более 20 куб. саж. Кроме этих бережных ворот, по середине реки, находятся другие ворота, которые по словам вожаков немного глубже береговых, но извилисты, и имеют то неудобство, что они неузнаваемы; поэтому лоцмана сначала подъезжают на лодке разыскивая путь и потом только рискуют спуститься через порог. Очень может быть, что окончательные исследования покажут, что будет удобнее – расчистить эти ворота чем бережные.

Ниже Аплинского порога на 1143 версте начинается «Гороховая шивера» растягивающаяся на коло 680 саж. вниз по реке. Для судоходства шивера, в настоящем ее виде, совершенно безопасна, так как фарватер ее довольно прямой и все гряды и камни находятся от него по крайней мере на 10 саж. Единственное улучшение, которые предвидится сделать, это углубление фарватера в середине реки около 560 куб. с. Течение в этой шивере по сделанном измерении не превышает 7,81 верст в час. На 1149 версте против деревни Ковинской лежит «Ковинская шивера», состоящая из одной гряды. Проходные ворота, которые находятся у правого берега, длиной около 40 саж. и шириной не менее 20 саж., в конце их саж. на 5 от фарватера находится большой камень, на который легко попасть, почему его необходимо убрать. Из продольной профили дна видно, что глубина как самой шиверы, так и в наплыве ее крайне недостаточна, так что придется вынимать около 380 куб. саж. для углубления фарватера. В виду того, что фарватер ниже острова «Березового» переходит от левого берега к правому, и что вся середина реки в том месте не глубже 5 фут, было бы желательно в Ковинской шивере расчистить ворота под правым берегом, хотя они и значительно меньше и этим дать пароходам возможность следовать от Гороховской шиверы и далее вдоль правого берега; причем выше упомянутые мели совсем обходились бы. По собранным у жителей сведениям, весь правый берег, исключая Ковинской шиверы, глубок и приступен даже для больших судов. Ниже сказанных находится «Межвежья шивера», которая может остаться в совершенно нетронутом виде, так как ширина ворот 25 саж., а наименьшая глубина пять фут. Тоже самое можно сказать о лежащем ниже ее «Косом Быке», с той только разницей, что течение ниже ворот тянет на левую гряду. Ниже быка есть кармангул, в котором на протяжении около 200 саж. глубина 3,5 фута, почему на всем этом протяжении потребуется углубить фарватер на 1,5 фута, или вынимать 840 куб. саж. Других работ здесь не имеется в виду, так как фарватер впрочем чист. На 1180 версте находится «Кашина шивера», считающаяся одной из труднейших шивер, как по своей мелководности так и вследствие присутствия камней в самих воротах. Вся длина шиверы с наплывом около 170 саж., из которых 130 саж. требуют углубления на 1 фут или 360 куб. саж. Длина самих ворот около 90 саж. и на всем этом протяжении находится камень, о который часто ударяются проплывающие паузки, почему его и назвали «Толчок». В конце шиверы также с левой стороны, находится камень «Лебедь», который суживает фарватер и по этому должен быть убран вместе с «Толчком». Все остальные камни, отстоят далеко от фарватера; из них три первые служат маяками для указания пути, но при устройстве пароходства вероятно будут сменены более надежными и останутся в таком случае совсем в стороне. На 1192 версте находится «Глухая Шивера». Течение в ней по измерению 9,5 верст в час. Ворота длиной около 140 саж. и шириной 30 саж. вправо от фарватера находится камень «Беляк», но он хорошо виден по ходящему через него валу и по этому для судоходства не опасен. Единственная предвидимая работа в этой шивере, углубление наплыва, около 60 маж. Средним числом на 1,5 фута, всего около 42 куб. саж. От Глухой шиверы на протяжении около 100 верст затруднительных мест для судоходства не встречается, так как препятствием нельзя считать так называемую «Простихину Шиверу». Показанная в ней 5 футовая глубина не на настоящем фарватере, который глубок. На 1288 версте находится небольшая «Брянская» или «Климина» шивера, в которой ни мыри, ни валов не видать, видно только, что вся река здесь мелка, и что кое где разброшены подводные камни, из которых один только находится около 12 саж. от фарватера; как уже сказано, вся шивера до того мелка, что требует углубления до 400 куб. саж.

Опубликовано 31 июля 1877 года.

Водянные сообщения в Сибири (III).

Водянные сообщения в Сибири. IV.

Водянные сообщения в Сибири. V.

656

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.