С северных промыслов Енисейской тайги.

Сентябрь на дворе; лес пожелтел, лист опадает. Наши гимназисты кончили практические занятия в тайге, уехали в город. По дороге туда же идут с котомками первые, оказавшиеся уже лишними рабочие, чаще всего попадаются слабосильные, негодные работники; идут и видные ребята, сильные, здоровые; эти – впрямь идут, а не плетутся, еле-еле передвигая свои усталые ноги, как это делают их дорожные спутники, которых теперь они обгоняют. Это идут счастливые золотничники, с деньгами в кармане; не мало из них кремней, умеющих нажить копейку и сберечь ее, если дать ей оборот.

Вот сидит здоровый, рослый мужик, он переобувается – к нему подходит, другой, только что обогнанный первым, и теперь, в свою очередь, сам могущий догнать его, но он остановился. Изнуренный от недавней болезни, он достал у себя из-за пояса топоришко и, подойдя к сидящему поближе, махнул свои оружие и раздробил голову детине; когда тот повалился, он обыскал его, нашел при нем три рубля и… пошел дальше.

Дорога таежная – большая дорога, в особенности в это время; по ней идет прохожий, косарь, рабочий, прогоняет свой скот гуртовщик, — кто-то из этих натолкнулся на кровавое дело, поспешил к другому, дали знать на зимовье – казаку, преступник скоро был взят и тут же сознался. Оказалось. Что он почти все лето пролежал в приисковой больнице – ничего не заработал; уволенный, шел в город – «и что со мною сталось – что я его убил, сам не знаю… не помню»… Так объяснил он свое дело; нашли при нем один рублишко; говорят, что он действительно душевнобольной. А может быть и нужда.

Для нас это один голый факт, и самый заурядный; останавливаться на нем не будем, тем более, читатель, что нас это не касается. Мы с тобой – люди культурные, читаем газеты, а те, идущие по дороге пешочком – не наши люди, у них свои нравы, свои привычки, которых мы и не понимаем. Другое дело, когда эти, не нашего поля, ягодки, заявляют себя чем-нибудь таким, что касается нас, или нашего кармана. Ну, тогда мы встрепенемся, заволнуемся и пустим в ход свои права и привилегии, чтобы отстоять свое «я», для которого мы существуем, работаем, а на все остальное, что нашего «я» не касается – «наплевать!».

Мы с тобой одного поля ягодки, мой читатель; я вот тебя сейчас опишу, нарисую картинку, где ты будешь играть роль, которая тебе понятна и свычна – видел я тебя в ней и раньше – но почему-то не оценил тебя по достоинству, не обратил на тебя внимания. В сотый раз ты играешь ту же роль, отстаиваешь свое законное «я», которое у тебя, целиком, все, со всеми его сложными атрибутами, помещается в кармане, — и кто тебя щипнет за него, ты закричишь, зальешься, точно тебе на мозоль наступили… И все-таки, я знаю это, ты рассердился, и при этом ты виду не покажешь, что рассердился, и на зло всем, — и тем, кто тебе наступит на мозоль, и тем, кто не тронет твоего «я», спрятанного в кармане – ты будешь делать опять же «свои» дела, и никакой писатель тебя не вылечит, даже не научит конфузиться».

Да, мы с тобой одного поля ягоды, и я еще раз опишу тебя, хотя знаю, что ты неисправим, хотя мне и нет дела до тебя, если… ты не трогаешь моего «я», которое я также прячу, только в разные карманы – и не всегда в тот, где кладу свой кошелек. Ты это отлично знаешь – и в этом отношении я даже «непутный человек»; у тебя же всегда один путь – в карман.

Есть у нас богатый купец в Енисейске; богат он, но наследства оставить некому. Казалось бы спорить ему за каждую копейку, но привычка, как вторая натура, а на грех у него она одна, и берет свое.

Соблазнила его корысть, не оставляя своего купеческого ремесла, заняться еще и золотым промыслом, и послал ему его Бог хорошее золото!.. Почет ему и в городе, почет ему в тайге! Приехал к нему дорогой гость, — наказал на 600 рублев, — да как наказал? Я сейчас расскажу.

На прииске в чанах с мясом, оказалось мясо такое, как это сам хозяин доказал своим примером – «есть можно», «ничего – не пахнет». Только все другие находили, что оно нестерпимо воняет. Внял хозяин голосу других; ты думаешь, читатель, что он его выбросил в лес? Нет, он просто повесил его на солнышко – проветриваться. А тут беда – затмение! Вышли все гости на двор, говорят: «воняет страсть!»… Как тут быть? Придет, ткнет носом в мясо, говорит: «ничего не слышу – врете вы все – мясо хорошее»!..

Потолковали, разошлись. Приехал ревизор и нечаянно увидел развешанное мясо. Как, зачем, да почему? Послали за исправником, привезли и доктора. Хотя все они и бывали ранее, но приезжали должно быть в самый момент затмения, — когда ночью не видно было… И притом у них был насморк. К приезду же ревизора затмение прошло… На горе гостеприимного хозяина, гость не страдал насморком и, услышав вонь, попросил доктора удостоверить, что мясо воняет, и не сочтут ли господа, для сего случая приглашенные, справедливым не давать такое мясо рабочим? Когда спросили одного депутата, как его мнение, он сказал: «Не знаю, по вкусу ли оно рабочим, но Мишка-зверь такое мясо очень любит и ест охотно»… Хозяин тотчас же подхватил и заметил6 «Вот видите, значит, есть можно!» Все расхохотались и велели мясо выбросить в лес… Мясо вывали из чанов, — оказалось его возов десять. Исполнив свои обязанности, можно и в генерала сыграть… Если бы кто вздумал строго относиться к таким пустякам, то, пожалуй, пришлось бы жить одному, да еще в юрте…

Стоило ли писать так много о такой дрянной истории, такой обыкновенной?.. Ей богу, не стоило!.. Нас удивляет не хозяин; нет, мы удивляемся ревизору. Давно мы не слышали о такой храбрости, — право, удивляемся; только не сглазить бы! Вот почему мы пишем об этом мясе… Стало быть, между нами есть еще люди, которые на нас не похожи.

Кто знает, какие у кого бывают побуждения судить мы не можем, а все-таки утешение, что. Если не на душе, то на желудке, будет веселее у тех рабочих, которые теперь будут есть свежее мясо, вместо тухлого соленого, веселее на желуде и у мишки Топтыгина, который, не страдая насморком, унюхает лакомое блюдо и придет пугать ребят и баб, собирающих теперь ягоды. Поволнуются бабы, посмеются над их страхом рабочие, и всем будет весело… И даже сам Никитушка улыбнется, помирясь со своей потерей, и даже может утешится, что не он один поплатился, — поплатились и многие другие, на сумму до 75 т. рублей, которые увез один из енисейских купцов, скрывшийся неизвестно куда из города и после поверки магазина оказался недочет на эту сумму…

Савва Гликов.

23 августа 1887 года.

Опубликовано 11 сентября 1887 года.

388

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.