Поливные поля в забайкальском крае.

В первой половине 17-го столетия русские, достигнув Забайкальского края, нашли там два племени: тунгусов и бурят. Первые, конечно, были древнее. Они поселились в разных местностях Забайкалья гораздо ранее бурят, и пришли сюда, как полагают, после переворотов, совершившихся в Манчжурии. Монголо-буряты напротив, при появлении русских, хотя и избрали для постоянные места для своего жительства, как, например, баргузинские буряты, и кударинские, но большая часть монгольских родов соседней Монголии, перекочевывали с места на место также в следствии междоусобных распрей. Из них целые улусы смотря по обстоятельствам, или переселялись к ним в Забайкалье или снова уходили в Монголию на свои родовые места. Но прежде переселений сюда тунгусов и бурят, в Забайкалье существовал довольно многочисленный народ, следы пребывания которого видны по древним пашням, ирригационным каналам и могильным курганам, во множестве разбросанным по разным местам этой страны. Судя по остаткам железных, каменных и медных вещей, должно предположить, что это был отдельный самобытный народ, неизвестно когда и куда исчезнувший, потому что новые пришельцы, переселились сюда не ранее первой половины 16-го столетия. Не имели ли наши аборигены, занимавшие земли Забайкальского края, родового сходства, в общих чертах своих, с народом Чудью, занимавшим некогда огромные пространства нашей южной Сибири до пределов Урала? По оставшимся древним вещам, найденным в могильных курганах древнего народа нашего края и Чуди западной Сибири, равно по видимым признакам земляных работ, канав для орошения полей, копей для извлечения металлов и по следам плавильного искусства, естественно предполагать это сходство. Тщательное сравнение всех этих памятников, оставшихся от обоих народов может открыло бы или совершенную тождественность или, по крайней мере, сродство между древнейшими обитателями Забайкалья и загадочным племенем чуди.

Из всех остатков, свидетельствующих о существовании древних обитателей Забайкалья, нас в особенности занимали следы обширных водопроводов, которые доселе можно встретить в баргузинском крае и в степях хоринской и селенгинской. Канавы эти, местами, проведены на далекое пространство и стоили, по видимому многих трудов жителям; судя по ним, а также по старым огородам и оставленным обширным пашням, очевидно, что здешние жители были земледельцами. Это заключение подтверждается еще тем, что за Байкалом нередко находят чугунные сошки особенной, чрезвычайно странной формы. На селенгинской степи мы осматривали весьма замечательный древний водопровод, устроенный близ реки Иволги, другой же весьма большой и глубокий находится на тугнуйской степи и третий около селенгинского солеваренного завода. Каналы эти расположены с большим искусством и знанием дела, они идут большими извилинами, изгибы их направляются то в ту, то в другую сторону. Если эти побочные извилины измерить ватерпасом, то становится очевидным, что они сделаны с той целью, чтобы воде дать горизонтальное течение. В 1845 году управитель селенгинского солеваренного завода Арбузов, воспользовался канавой древних народов и возобновив ее, употребил для поливки полей и сенокосов жителей завода; канава проведена зигзагами на высокую гору, так что посредством ее можно поливать более двухсот десятин пахотной земли. Этот возобновленный водопровод простирается в длину около пяти верст, старая же канава идет еще на 8 верст (он вырыт был, как я сказал выше, древними жителями Забайкалья). Начиная с 1845 года, по настоящее время, вследствие орошения полей, посредством такой поливной канавы местные урожаи были постоянно верны и очень обильны. При частых засухах в Забайкальском крае, здешние земледельцы, по возможности старались помочь своему горю и наконец придумали средство разрабатывать свои поля близ озер и речек, в таких местах, где удобно было строить, и канавы для искусственной поливки полей. Это делается таким образом: из соседней речки или озера, сперва проводят капитальную канаву около полей или покосов, и в случае бездождья делают сохой маленькие бороздки, по которым вода струится и увлажняет высохшую землю. Крестьяне и буряты земледельцы устраивают поливные канавы с общего между собой согласия целой деревней или улусом или даже соединяются с крестьянами других селений и выкапывают подобные канавы общими силами, в таком случае поливка производится поочередно. Если вы спросите земледельца: как он научился делать поливные канавы, то он вам непременно ответит одно, что древние народы, жившие на этих местах таким же образом орошали свои поля. Подобные древние канавы они называют китайскими, потому как они говорят, что здесь некогда жительствовали китайские народы. Благодетельное орошение полей в Забайкалье развивается все более и более, и нет сомнения, что впоследствии проведение ирригационных канав примет еще большие размеры.

К. Кельберг.

Опубликовано 17 мая 1860 года.

492

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.