Плавания по ледовитому морю. Часть 4.

1823-1826

Литке со штурманом Ивановым совершили четыре плавания, во время которых подробно исследовали Белое море, морской берег от Норвегии до Печоры и посетили остров Вайгач и Новую землю.

1832 г.

Браидт и Клохов снарядили экспедицию из трех судов; из них одно исследовало Карскую губу, другое – берег Карского моря до Енисея, третье часть Новой Земли. Судном, ходившим в Новую Землю, управлял штурман Пахтусов, который исследовал эту доселе почти неизвестную землю, определил ее берега, открыв Маточкин Шар и несколько островов, из которых один носит его имя поныне. Судно же, которым командовал лейтенант Крошов, имевшее назначением изучать Карское море и Берега его до Енисея, — погибло.

Статья заключается следующими словами: «Сколько же славных и доблестных имен встречаем в этом длинном перечне русских мореплавателей, а многие ли из них, к стыду нашему, известны не только всей России, но хотя бы нашим морякам. Всякий из нас с детства знает Беринга, а многие ли проживя до старости, слыхали о Дежневе, сделавшем то, за что первого прославили? Помянем хоть теперь всех героев, с ничтожными средствами сделавших так много. Если бы в среде наших современных моряков, так хорошо и сыто обеспеченных на счет государственной казны, нашлись Стадухины, Дежневы или Шароуровы, то не пришлось бы нам ныне благодарить Норденшельда за совершение мысли Петра Великого…

В дополнение к вышесказанному, помещаем извлечения из статьи, помещенной в газете «Россия»: Не легка борьба человека с суровой природой и громадными льдами на полярном океане, по русской промышленности там довелось терпеть еще и гораздо более трудную борьбу с благоусмотрениями некоторых администраторов, действовавших так настойчиво и успешно, что, например, на островах Новой Земли еще в 1833 году было более сотни русских промышленников, а в 1868 г. уже только пять; туруханский край был обречен превратиться в безлюдную пустыню; а острова Шпицбергена были совсем оставлены русскими! – Теперь они условно причисляются к Норвегии. Перейдем к 60-м годам настоящего столетия.

В 1862 году, г. Сидоров предложил русскому географич. обществу 14000 руб. для премии тому русскому судну, которое, прежде всех, придет в Енисей, к которому либо из его графитных приисков; к устью р. Курейки или р. Нижнюю Тунгуску. Сначала это общество, а после того и вольное экономическое общество не приняли этого предложения Сидорова, соглашаясь с мнением вице-председателя географ. общества, адмирала Литке, который утверждал, «что морское сообщение туруханского края с Печорой принадлежит к числу вещей невозможных». В том же 1862 году, Сидоров, по совету Литке, поехал в Лондон и там заключил контракт, по которому знаменитый полярный мореплаватель того времени в Англии – Ален-Юнга брался летом 1863 года пройти из Англии в Енисей. По приглашении Сидорова, в 1869 в Карском море побывали до семидесяти норвежских парусных судов. Эти поездки были важными тем, что положили основанию изучению движения льдов, а для успешности плавания в полярных морях первейшее условие: знать сроки и направление движений льдов. Будучи в Норвегии, в 1868 году, Сидоров виделся там с профессором Норденшельдом, возвратившимся из научной поездки на Шпицберген. Норденшельд брался на двух судах, зафрахтованных в Норвегии, исследовать Карское море. Для этого он приезжал в Петербург на заседание русского географ. общества; но это общество точно также, как ив 1862 году признало мысли Сидорова местами, а Норденшельда – человеком, увлекающимся этими мечтами и не согласилось выдать для исследования Карского моря те 3600 р., которые были прежде тем же Сидоровым пожертвованы на исследование Черного Иртыша и давно уже лежали в обществе. Сидоров обязывался вторично внести ту же сумму для той же цели, прося только теперь позаимствовать этими средствами для исследования Карского моря. Но географическое общество и в этом отказало.

В Швеции нашлись люди, не считавшие это дело мечтой и дали возможность Норденшельду совершить путешествие из Швеции в Енисей. В Англии, почти одновременно, морской капитан Виггенс, на средства свои и своих друзей, совершил поездку в Карское море и Обскую губу, оттуда благополучно возвратился в Англию. Счастливые результаты, добытые экспедициями Норденшельда и Виггенса к устьям Оби, Енисея, повели к тому, что между русскими капиталистами явился охотник примкнуть к этим усилиям. Александр Михайлович Сибиряков пожертвовал 7000 руб. Виггенсу и 25000 рублей Норденшельду, и вот с какими последствиями: Виггенс в 1876 году пришел из Англии в Курейку, впадающую в Енисей, доставил туда товар для продажи и получил – превосходным сибирским графитом – премию Сидорова. Затем русский шкипер Шванейберг, на судне «Заря», в стодневный срок доставил в 1877 году, из р. Енисея в Петербург представленные образцы разных сибирских товаров; а в 1878 и 1879 годах Норденшельд совершил свой объезд Европы и Азии.

Опубликовано 22 ноября 1881 года.

Плавания по ледовитому морю. Часть 1.

Плавания по ледовитому морю. Часть 2.

Плавания по ледовитому морю. Часть 3.

433

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.